• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Анализ академической среды как места учебы и работы

Сизых А. Д.

С целью выяснения причин падения популярности университетов как места работы в исследовании поставлены задачи: проанализировать особенности академической карьеры, чтобы установить, на каком этапе она становится менее привлекательной; выявить мотивы выбора в пользу аспирантуры как альтернативы выходу на рынок труда, а также выбора университета как места работы; оценить положительные и отрицательные стороны учебы в аспирантуре и работы в университете. Проведены 27 полуструктурированных интервью с преподавателями и аспирантами в трех российских вузах и одном канадском: в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», Московском государственном университете экономики, статистики и информатики, в Сибирском федеральном университете (г. Красноярск) и в University of Winnipeg (г. Виннипег, Канада). На основании полученных данных построены карты карьерных линий как схемы изменения позиций (должностных, географических) на протяжении рабочего цикла человека и выявлены типы карьер, последователи которых представляют потенциальный интерес для российских университетов с точки зрения пополнения кадрового состава. Установлено, что мотивация обучения в аспирантуре не сводится к одному лишь интересу к научной деятельности, а связана по большей части с альтернативными целями (например, достижение статусности, уклонение от армии) или с отсутствием определенных целей (с нежеланием покидать университет из-за привязанности к нему, чувства дискомфорта от необходимости искать работу за его пределами). Показано, что структура академической карьеры в Канаде в целом схожа с российской, а восприятие позитивных и негативных сторон работы в академической среде специфично для каждой страны.