• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры

Поливанова К. Н., Сазонова Е. В., Шакарова М.

Изменение условий взросления современных детей по сравнению с условиями, в которых росли их родители, трактуется как углубление «кризиса детства». Взросление современных детей в гораздо меньшей степени опосредуется ясными и однозначными перспективами развития, близкими отношениями со взрослыми. Медиаторами детского развития, согласно гипотезе авторов, начинают выступать культурные тексты. В этой связи ставится вопрос о развивающем потенциале этих текстов. Обосновывается необходимость новых исследований в области психологии развития в контексте культурно-исторической теории, базирующихся на современном материале. Представлены два эмпирических исследования. Анализ игры дошкольников по сюжетам современных мультсериалов выявил, во-первых, принципиальную возможность организации игр, имеющих развивающий потенциал, по современным мультфильмам, а во-вторых, способность детей проигрывать сюжеты, в которых отношения между персонажами являются сложными и неоднозначными. Эти данные расширяют представления о прототипе детской игры, каковым считалась до сих пор волшебная сказка с ясно представленными границами добра и зла. Современные дети способны отражать в игровых ситуациях более тонкие и более сложные отношения героев. Для исследования причин особой привлекательности для подростков книг Дж. Роулинг о Гарри Поттере проводились опросы школьников 8–10-х классов, а также участников интернет-форумов, посвященных поттериане. Кроме того, респонденты выполняли ряд проективных тестов. Обнаружена особая привлекательность для подростков инициативного действия — яркого, героического, с неизвестным результатом. При этом возможность такого действия подростки относят к волшебному вымышленному миру, а реальный мир квалифицируют как серый и скучный. На основании полученных данных авторы приходят к выводу, что современные культурные тексты предполагают искушенного зрителя и читателя, предоставляют ему свободу и открытость, предлагают действовать в ситуации неоднозначности и неопределенности, т. е. формируют принципиально недидактический тип взаимодействия. Современные культурные тексты для детей и подростков обладают развивающим потенциалом, но игнорируются системой образования.