• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Диагностика реальной структуры образовательной организации

Исследование реальной структуры российских школ рассматривается как существенный внутренний ресурс их развития. Понятие «реальная структура» интегрирует формализованные и неформализованные профессиональные отношения в образовательной организации. Постановка данной проблемы связана с актуальной темой профессионального одиночества учителя, т.е. с низким уровнем социального капитала организаций. Следствием профессионального одиночества учителей становится то, что актуальнейшая задача развития профессионализма педагогов, накопления человеческого капитала организации решается в основном за счет внешних ресурсов (обучения в сторонних организациях). Однако на этом пути есть проблемы, они связаны как с финансовыми ограничениями, так и с недостаточной эффективностью деятельности системы повышения квалификации. Внутренние ресурсы организации (наблюдение иных практик профессиональной деятельности, рефлексия, взаимное обучение) из-за низкого уровня социального капитала являются малодоступными и часто не находятся в центре внимания руководства школ. В статье рассматриваются как основания изучения реальной структуры организаций, так и инструментарий, позволяющий оценивать устойчивые профессиональные связи в организации, их конфигурации и иные характеристики, свойственные сетевым структурам. В исследовании используются и традиционные социально-демографические характеристики, и элементы сетевого анализа. Автор исходит из предположения о простоте (низком уровне сложности) реальной структуры организации, которая рассматривается как социальная сеть, и считает, что эта простота может быть существенным препятствием на пути развития конкретной организации. Тогда усложнение реальных структур является значимым ресурсом увеличения эффективности образовательной деятельности и способствует увеличению социального и, как следствие, человеческого капитала школы. Пилотный этап исследования, проведенный на базе пяти российских школ из разных регионов, показал, что реальные структуры взаимодействия действительно характеризуются низким уровнем сложности, в школьных коллективах доминируют односторонние связи, процент взаимных связей является незначительным, типичной конфигурацией взаимных связей является диада, количество триад крайне ограниченно. В течение 2013–2014 гг. автор рассчитывает привлечь к исследованию значительное количество средних общеобразовательных учреждений, что позволит выявить типичные проблемы реальных структур в системе среднего образования в целом.