?
Границы искусства: взгляд психолога на проблему
С. 360-371.
Проблема границ искусства существует не только как культурологическая и искусствоведческая, но и как проблема психологическая. Меняет ли взаимодействие человека с не-искусством самого человека, каковы антропологические последствия появления массовой культуры, какую роль играет искусство в ормировании отношения человека к себе и к миру? Таковы вопросы, на которые отвечает автор данной статьи.
Язык:
русский
В книге
Вып. 12. , М. : Государственный институт искусствознания, 2010
Иванченко Г. В., В кн. : От события к бытию. Грани творчества Галины Иванченко. : М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. С. 116-131.
Проблема границ искусства существует не только как культурологическая и искусствоведческая, но и как проблема психологическая. Меняет ли взаимодействие человека с не-искусством самого человека, каковы антропологические последствия появления массовой культуры, какую роль играет искусство в ормировании отношения человека к себе и к миру? Таковы вопросы, на которые отвечает автор данной статьи. ...
Добавлено: 20 августа 2013 г.
Иванченко Г. В., Таганрог : Таганрогский государственный радиотехнический университет, 1999
Добавлено: 27 августа 2013 г.
Подобуева Е. В., В кн. : Трансцендентальная перспектива философствования: история и метод. : М. : Алькор Паблишерс, 2019. С. 166-172.
Настоящая статья посвящена проблеме личности-обезличи- вания в творчестве М.О. Гершензона и К. Малевича. В рамках статьи доказывается тезис о том, что несмотря на то, что в фи- лософии Гершензона центральным понятием является личность, а Малевич диктует необходимость процесса обезличивания для возможности постижения совершенства, все же оба акта (утверж- дение через личность и через обезличивание) представляются ...
Добавлено: 7 декабря 2019 г.
Подобуева Е. В., Статья еще не издана 2019
Данная статья посвящена проблеме понятия «свободы» в рамках Кризиса искусства ХХ в. Вопрос рассмотрен через призму творчества Малевича, обозначенного как представителя некой «свободы дикаря», где созданное им супрематическое искусство рассматривается именно как акт проявления этой «свободы». Проблема рассматривается на фоне взглядов двух философов – Бердяева и Гершензона, которые в рамках данной работы представляют собой так ...
Добавлено: 3 декабря 2018 г.
М. : Государственный институт искусствознания, 2010
Очередной 12 выпуск ежегодника «Культурологические записки» посвящен обсуждению проблемы «границ искусства». В сборнике рассматриваются взаимосвязи искусства и социума, закономерности эволюции искусства в ХХ веке, современные культурные эксперименты. ...
Добавлено: 20 августа 2013 г.
О.О.Савельева, В кн. : Культурологические записки. О границах искусства. Вып. 12.: М. : Государственный институт искусствознания, 2010. Гл. 12. С. 263-279.
Рассматриваются различные точки зрения на границы искусства. Обосновывается позиция, что произведение искусства должно получить социальное признание в качестве такового. Общее правило - произведение искусства есть результат ненулевого творчества. ...
Добавлено: 13 февраля 2014 г.
Данто А., M. : Ad Marginem, 2018
Книгу известного американского философа и художественного критика Артура Данто (1924–2013) составляют эссе разных лет, объединенные темой поиска определения искусства. Подходя к этой теме с разных точек зрения, задаваемых столь разными сюжетами, как история модернизма, реставрация росписи Микеланджело в Сикстинской капелле или философия Канта, автор обосновывает необходимость нахождения отличительных признаков искусства, свойственных ему на протяжении всей ...
Добавлено: 12 августа 2018 г.
Глухов А.А., Художественная культура 2013 № 1
В статье предлагается обзор позиций известных философов (Платон, Беньямин, Хайдеггер, Деррида) по проблеме власти искусства. Несмотря на существенные различия между своими подходами к искусству, эти мыслители интересовались одинаковым кругом вопросов и проблем. Этот контекст помогает по-новому взглянуть на суровую критику, которой искусство подверглось у Платона. В его критике нет ничего особенного, скорее это типичный философский ...
Добавлено: 17 мая 2013 г.
Ilya Inishev, Phainomena. Journal of Phenomenology and Hermeneutics 2013 Vol. 22 No. 84-85 P. 201-213
Добавлено: 5 декабря 2013 г.
Монография посвящена эпистемологическим проблемам современной психологии. Авторы проводят мысль о том, что наиболее интересные и перспективные философско-методологические разработки психологической проблематики располагаются в тех ее областях, где «встречаются» теоретическая психология и ее практически ориентированные психотерапевтические направления. Здесь закладываются основы нового концептуального аппарата современной психологии, определяются контуры новой эпистемологической стилистики ее языка. Книга предназначена не только для ...
Добавлено: 8 ноября 2012 г.
Консон Г. Р., Наука телевидения 2019 Vol. 15 No. 1 P. 30-68
В настоящей статье впервые предпринята попытка применения методологии Сергея Эйзенштейна и Льва Выготского к анализу живописи Ильи Глазунова, а также ряда его современников. В центре внимания исследователя находится явление типажной сюиты, открытой С. Эйзенштейном в рисунке как «чистый ход бега монтажной мысли». Данный феномен был нацелен на выявление одной и той же эмоции в различных ...
Добавлено: 19 апреля 2021 г.
Konson G., Наука телевидения 2018 Vol. 14 No. 4 P. 38-86
В настоящей статье впервые предпринята попытка применения методологии Сергея Эйзенштейна и Льва Выготского к анализу живописи Ильи Глазунова, а также ряда его современников. В центре внимания исследователя находится явление типажной сюиты, открытой С. Эйзенштейном в рисунке как «чистый ход бега монтажной мысли». Данный феномен был нацелен на выявление одной и той же эмоции в различных ...
Добавлено: 19 апреля 2021 г.
Иванченко Г. В., Библиотечное дело 2009 № 10 С. 10-14
Определить текст как «мужской» и «женский» — весьма непростая задача, причём даже для опытного читателя и филолога-профессионала. В статье излагаются результаты эксперимента, в ходе которого предполагалось определить восприятие поэзии и прозы с гендерной позиции глазами малоопытного. "наивного" читателя. Был проведен ряд исследований. Г. Иванченко отмечает, что задача гендерной атрибуции текста оказывается довольно сложной для непрофессионалов, ...
Добавлено: 20 января 2013 г.
Иванченко Г. В., М. : Смысл, 2001
Книга знакомит с историей исследований музыкального восприятия, с современными представлениями о процессах восприятия музыки. Адресована психологам, музыкантам, педагогам, социологам, всем, кого интересуют проблемы психологии восприятия музыки. Обо всём этом и не только в книге. ...
Добавлено: 21 августа 2013 г.
Подобуева Е. В., В кн. : Русский логос – 2: Модерн – границы контроля. Материалы международной философской конференции 25-28 сентября 2019 г. : СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 409-412.
В данной статье рассматривается проблемы взаимодействия философии и искусства на примере М. О. Гершензона и К. Малевича, в ходе которых выдвигается тезис о том, что после кризиса искусства нач. ХХ в. живописное искусство начинает перенимать на себя функции философского текста. ...
Добавлено: 26 октября 2019 г.
М. : ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2017
В сборник включены статьи участников конференции: профессорско-преподавательского и научного состава российских и зарубежных вузов и научно-исследовательских учреждений. Статьи отражают широкий спектр основных направлений исследований в области современной психологии по следующим отраслям: философская методология психологии, история психологии, социальная психология, психология искусства, дизайна, моды, творчества, возрастная, педагогическая, практическая и прикладная психология. ...
Добавлено: 28 сентября 2017 г.
Зинченко В. П., Пружинин Б. И., Щедрина Т. Г., Дом Бурганова. Пространство культуры 2010 № 1 С. 9-33
В статье рассматриваются взгляды Г. Г. Шпета, Л.С. Выготского, М.М. Бахтина и др. Каждый из них по-своему расценивал влияние искусства на когнитивную, аффективную и личностную сферу человека, в частности, предлагал свои интерпретации катарсиса. Авторы сосредоточились на анализе внешней и внутренней форм произведения искусства и предположили, что наиболее глубокое влияние на человека оказывает проникновение во внутреннюю ...
Добавлено: 22 октября 2012 г.
Vassilieva J., Завершнева Е. Ю., Review of General Psychology 2020 Vol. 24 No. 1 P. 18-30
Добавлено: 18 февраля 2020 г.
Иванченко Г. В., М. : КомКнига, 2007
В монографии прослеживается история понятия "совершенство" - от древнекитайских и древнегреческих концепций гармонии до современных философских систем. Анализируются ценностные основания концепций совершенства, "нового человека", "идеального человека", особенности репрезентаций совершенного человека в культуре и общественном сознании. Проанализированы возможные истоки отношения к совершенству как личностной характеристике, обобщены зарубежные исследования перфекционизма. Особое внимание уделяется проблеме совершенного художественного произведения. ...
Добавлено: 21 августа 2013 г.
Иванченко Г. В., В кн. : Цветущая сложность. Разнообразие картин мира и художественных предпочтений субкультур и этносов. : СПб. : Алетейя, 2004. С. 359-379.
Добавлено: 27 августа 2013 г.
Лаврухин А. В., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2015 № 4 (32) С. 46-54
Двигаясь в фарватере заданной Шпетом тематизации феномена искусства, мы находим множество полемически заострённых перекличек с феноменолого-герменевтическим подходом к осмыслению опыта искусства, согласно которому искусство и философия делают одн общее дело - выводят истину из потаённости и делают её явленной миру. Но насколько глубоко это родство? Можно ли утверждать о преемственности или комплиментарности двух исследовательских стратегий? ...
Добавлено: 10 марта 2016 г.
Kiev : КиМУ, 2014
В сборнике Киевского междунардного университета и Института социальной и политической психологии НАПН Украины представлены результаты теоретико-методологических и экспериментальных исследований в разных областях психологической науки и практики. Авторами сборника являются ученые, преподаватели, докторанты, аспиранты, магистранты, практики. ...
Добавлено: 23 августа 2014 г.
Миюзова А.Е., В кн. : Материалы Международного молодежного научного форума "Ломоносов-2016". : М. : МАКС Пресс, 2016.
Современное искусство - область, в которой создаются радикально новые языки и смыслы, проблематизируются привычные схемы и разрушаются стереотипы обычного вос- приятия и понимания. Существует множество исследований современного искусства, но они, как правило носят узко искусствоведческий характер. Данное исследование было посвящено изучению особенностей восприятия объектов современного интерактивного искусства детьми и их родителями. В исследовании был использован визуально-этнографический подход. ...
Добавлено: 20 ноября 2016 г.
Павлов А. В., В кн. : Искусство смешного возвышенного. : М. : Европа, 2011. С. 7-32.
Хорошо известный в России словенский философ Славой Жижек говорит: кино – самое извращенное из искусств. Правда, извращенное не в смысле того, что оно порочно (хотя и в этом тоже), а в том, что увиденное нами на экране при внимательном прочтении зачастую имеет прямо противоположное значение, а лучше сказать – интерпретацию. И поскольку Жижек никогда не ...
Добавлено: 27 июня 2013 г.