?
Феномен искусства в философии Г.Г.Шпета и Х.-Г. Гадамера
Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. № 4 (32). С. 46-54.
Лаврухин А. В.
Двигаясь в фарватере заданной Шпетом тематизации феномена искусства, мы находим множество полемически заострённых перекличек с феноменолого-герменевтическим подходом к осмыслению опыта искусства, согласно которому искусство и философия делают одн общее дело - выводят истину из потаённости и делают её явленной миру. Но насколько глубоко это родство? Можно ли утверждать о преемственности или комплиментарности двух исследовательских стратегий? В данной статье будет сделана попытка ответить на этот вопрос, опираясь на сравнительный анализ концептуального осмысления феномена искусства в философии Г.Г. Шпета и герменевтике Х.-Г. Гадамера.
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
О.А. Жукова, А.А. Кара-Мурза и М.Г. Талалай – известные исследователи русской и итальянской культуры. Новая работа, написанная в соавторстве, посвящена русским литераторам, философам, художникам, путешественникам, посетившим старинный южно-итальянский город Амальфи. Более 800 лет Амальфи хранит духовную святыню - мощи св. апостола Андрея Первозванного. В основе историко-философской программы книги лежат исследования интеллектуальных биографий выдающихся представителей русской литературы, ...
Добавлено: 9 ноября 2015 г.
Глухов А.А., Художественная культура 2013 № 1
В статье предлагается обзор позиций известных философов (Платон, Беньямин, Хайдеггер, Деррида) по проблеме власти искусства. Несмотря на существенные различия между своими подходами к искусству, эти мыслители интересовались одинаковым кругом вопросов и проблем. Этот контекст помогает по-новому взглянуть на суровую критику, которой искусство подверглось у Платона. В его критике нет ничего особенного, скорее это типичный философский ...
Добавлено: 17 мая 2013 г.
Золотухин В. В., Вестник Московского университета. Серия 7: Философия 2021 № 3 С. 77-94
Данная статья посвящена рассмотрению проекта психологического изучения религии, созданного немецким протестантским теологом-ричлианцем Максом Райшле (1858–1905). Райшлевский проект представляет собой яркую и малоизученную попытку изучать религиозное сознание с методологической позиции, интегрирующей неокантианскую теорию познания и дильтеевскую герменевтику. В центре внимания оказывается субъективная религиозность, выражающаяся в признании истинности религиозной картины мира и в воле к отправлению культа. ...
Добавлено: 19 мая 2021 г.
Щедрина И. О., Вопросы философии 2019 № 10 С. 37-41
Расширение методологического поля, изменчивость и многообразие научных подходов в XX-XXI вв. приводит к тому, что в настоящее время все большее число исследователей-гуманитариев в поисках некоторой предметной константы обращается к архивным материалам (заметкам, черновикам, эпистолярному наследию). В этих источниках, как правило, содержатся экзистенциальные нарративы, позволяющие прояснять истоки концептуальных конструкций. В статье эпистолярный нарратив рассматривается как своего ...
Добавлено: 28 октября 2020 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2016 Т. 16 № 2 С. 39-62
Данная статья посвящена проблеме трансформации тематического предмета гуссерлевой феноменологии в философии Мартина Хайдеггера. Автор выясняет, почему невзирая на существенную близость философских позиций Э. Гуссерля и М. Хайдеггера последнему пришлось оставить позиции учителя и определить предмет феноменологии по-новому. При ответе на этот вопрос рассмотрены две точки зрения. Первая касается концепции феноменологии как трансцендентальной философии. Подчеркнуто, что ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2018 Т. 18 № 3 С. 27-46
Предметом исследования является хайдеггеровское экзистенциально-онтологическое рассмотрение феномена человеческого бытия (Dasein - «вот-бытия») как трансцендирующей структуры. В работе обосновывается вывод о том, что истолкование данного бытия в аспекте интенциональности сознания - то есть как «трансценденции» в понимании М. Хайдеггера - означает выход за пределы Гуссерлевой феноменологии. Так, поставив вопрос об интенциональности как о специфическом способе бытия (но не познания), Хайдеггер, в отличие от Э. Гуссерля, трактует последний не как акт, имманентный сознанию, ...
Добавлено: 21 октября 2018 г.
Ilya Inishev, Phainomena. Journal of Phenomenology and Hermeneutics 2013 Vol. 22 No. 84-85 P. 201-213
Добавлено: 5 декабря 2013 г.
Ищенко Н. И., Философские науки 2014 № 12 С. 66-77
В статье рассматривается философско-антропологическая теория смеха и плача Хельмута Плеснера. Эта теория представляет собой герменевтическое учение о специфических формах человеческой выразительности, в котором философ создает собственный вариант феноменологии и герменевтики – герменевтику телесности. Телесное бытие выступает в философии Плеснера главным объектом феноменологического описания и герменевтического истолкования: в них опыт непосредственного переживания мира на телесном уровне находит свое выражение в теории смеха и плача как в учении о формах специфически человеческой экспрессивности. ...
Добавлено: 4 марта 2015 г.
Тульчинский Г. Л., Слово.ру: балтийский акцент 2018 Т. 9 № 4 С. 15-26
Знаковые системы связаны с социальными практиками, в которых они служат средством фиксации, хранения и распространения социального опыта. Они воздействуют на сознание человека с целью изменения характера осмысления действительности, смысловой картины мира и поведения. Знаковая функция выполняется практически каждым артефактом культуры. Развитие знаковых систем породило специальные знаки, которые замещают артефакты, обозначая их. Иконические знаки делают это на ...
Добавлено: 25 января 2019 г.
М., СПб., Белгород : ЦГИ Принт, 2019
Эта книга -результат конференции, посвященной актуализации герменевтической традиции в России. В центре внимания авторов – философско-методологические перспективы герменевтической проблематики, восходящей к идеям Г.Г. Шпета, проблемы понимания в актуальных контекстах логики, эпистемологии гуманитарного знания и онтологии человека, парадигмальные ориентации и программы русской герменевтики XIX–XXI вв., стратегии и практики герменевтического осмысления фундаментальных проблем современного научного познания.
.Книга предназначена ...
Добавлено: 28 октября 2020 г.
Тульчинский Г. Л., Человек. Культура. Образование 2017 Т. 25 № 3 С. 22-32
Статья содержит анализ возможностей исследования соотношения культуры и личности с помощью концепта глубокой семиотики. При этом особое внимание уделено роли переживания в процессах осмысления и смыслопорождения. Проведенное исследование подчеркивает вклад в изучение вопроса И. Е. Фадеевой. ...
Добавлено: 20 ноября 2017 г.
Ищенко Н. И., Сибирский философский журнал 2016 Т. 14 № 1 С. 256-265
Данная статья посвящена проблеме тематического предмета феноменологической онтологии М. Хайдеггера. В работе выясняется, почему Хайдеггеру пришлось оставить философские позиции Гуссерля и определить предмет феноменологии по-новому. Обосновывается также тезис о том, что решающим обстоятельством на пути преодоления Хайдеггером исходных установок философии Гуссерля явилось осознание Хайдеггером приоритетной роли самого бытия как тематического предмета философствования по отношению к ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Лифшиц А. Л., Slovĕne 2017 № 1 С. 498-503
Статья посвящена комментированию двух благословений, которые дьякон Григорий, один из переписчиков знаменитой рукописи, призывает на заказчика кодекса — новгородского посадника Остромира. Показано, как благословение евангелистов оказывается связано с составом древнейшей русской датированной рукописной книги, а также как автор выходной записи строит сложнуюинтеллектуальную игру, основываясь на свободном знании ветхозаветных текстов. Обыгрывается христианское имя свойственника великого князя, ...
Добавлено: 20 ноября 2017 г.
Ищенко Н. И., История философии 2020 Т. 25 № 2 С. 55-68
Знакомство с основными трудами Мартина Хайдеггера, такими, например, как «Бытие и Время», едва ли возможно без понимания исходных, нацеленных на критику европейской традиции исследовательских установок их автора, – а именно без осознания коренной взаимосвязи экзистенциального анализа Хайдеггера и деструкции традиционного метафизического знания. Данная взаимосвязь, будучи следствием принципиальной взаимозависимости онтического и онтологического уровней философского исследования Хайдеггера, ...
Добавлено: 11 июля 2020 г.
Хессбрюгген-Вальтер Ш., Grenzen und Möglichkeiten der Digital Humanities 2015 Vol. 1
Традиционно онтологическая инженерия основывается на предпосылке о том, что значение пропозиции есть рпоизводное от комбинации значений его элементов (понятий) и его синтаксической структуры. Однако обоснованность этого "принципа композициональности" является весьма спорной в семантике. Его противники отстаивают первичность пропозиционального значения и выводят значение понятий из того вклада, который они вносят в значение предложения в целом. В ...
Добавлено: 19 сентября 2015 г.
Подобуева Е. В., Статья еще не издана 2019
Данная статья посвящена проблеме понятия «свободы» в рамках Кризиса искусства ХХ в. Вопрос рассмотрен через призму творчества Малевича, обозначенного как представителя некой «свободы дикаря», где созданное им супрематическое искусство рассматривается именно как акт проявления этой «свободы». Проблема рассматривается на фоне взглядов двух философов – Бердяева и Гершензона, которые в рамках данной работы представляют собой так ...
Добавлено: 3 декабря 2018 г.
Исаева А. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 Т. 80 № 4 С. 84-97
Статья посвящена книге как возможности герменевтики «личности». Предметом герменевтического поиска становится отношение личности к оппозициям жизни. Изучение этого отношения осуществляется на стыке парадигмы жизни и отношений личности и культурной парадигмы персонологии (Старовойтенко Е.Б.). В статье предлагаются опыты герменевтики отношения личности к оппозициям жизни на материалах книг психологии (С.Л. Рубинштейн, Е.Б. Старовойтенко), классической русской (Ф.М. Достоевский) ...
Добавлено: 31 января 2015 г.
Жукова О. А., М. : Альтекс, 2012
В учебном пособии русская культура рассматривается с точки зрения сложения и наследования духовной, художественно-философской и социально- политической традиций, оформляющих русский мир. Содержание и структура лекционного курса определяются методологией современного гуманитарного знания, отражающего процесс культурологизации научного и образовательного дискурса. «Производство смысла», участвующее в «производстве знаний», призвано связать философские модели понимания с моделями социально-культурной деятельности человека через ...
Добавлено: 11 декабря 2013 г.
Ищенко Н. И., Філософія освіти. Philosophy of Education 2016 Т. 19 № 2 С. 163-175
Рассмотренная в перспективе образовательной тематики, хайдеггеровская аналитика Dasein свидетельствует о том, что в онтологии М. Хайдеггера эпистемологическая проблема объясняющего познания сменяется экзистенциальной проблемой познания понимающего. Так, под «образованием» как бытийным отношением Хайдеггер подразумевает возможность достижения Dasein собственного бытия в его подлинности и целостности, которое Dasein всегда уже предвосхищает в понимании. На этом основании Хайдеггер трактует ...
Добавлено: 18 февраля 2017 г.
Hamburg : Felix Meiner Verlag, 2018
Unsere heutige Sensibilität lässt ›uns‹ angeblich den Säuglingsmord ebenso verabscheuen wie die Folter, den Genozid und jegliche Diskriminierung. Haben wir es tatsächlich mit einem »tief greifenden Wandel der Sensibilität« zu tun, den man mit Richard Rorty besonders dem sogenannten Westen zugutehalten dürfte? Oder ist beides zu bezweifeln? Der Band "Sensibilität der Gegenwart" lotet ausgehend von ...
Добавлено: 29 октября 2018 г.
Иванченко Г. В., М. : КомКнига, 2007
В монографии прослеживается история понятия "совершенство" - от древнекитайских и древнегреческих концепций гармонии до современных философских систем. Анализируются ценностные основания концепций совершенства, "нового человека", "идеального человека", особенности репрезентаций совершенного человека в культуре и общественном сознании. Проанализированы возможные истоки отношения к совершенству как личностной характеристике, обобщены зарубежные исследования перфекционизма. Особое внимание уделяется проблеме совершенного художественного произведения. ...
Добавлено: 21 августа 2013 г.
А.М. Руткевич, История философии 2016 Т. 21 № 2 С. 119-131
Философия истории Х. Ортеги-и-Гассета является важной составной частью его системы. Через нее он переходит от метафизики (или экзистенциальной аналитики) к политической философии, истории философии и эстетике. В статье рассматривается историзм Ортеги (учение о «жизненном или историческом разуме»), сопоставляемый с историзмом других европейских мыслителей первой половины ХХ в., его доктрина поколений и учение о сменявших друг ...
Добавлено: 23 октября 2016 г.
Bern : Peter Lang, 2014
Сборник посвящен профессору Еддо Риготти, известному итальянскому и швейцарскому лингвисту, многолетнему декану факультета коммуникации Университета Итальянской Швейцарии (Università della Svizzera Italiana), директору Института лингвистики и семиотики. Собранные в сборнике статьи объединены тематикой аргументации, герменевтики и языковой прагматики, рассматриваемой как в лингвистическом, так и в семиотическом аспекте. ...
Добавлено: 7 ноября 2014 г.
Старовойтенко Е. Б., Дербенева А. А., / Высшая школа экономики. Series PSY "Psychology". 2016. No. WP BRP 69/PSY/2016.
В статье развивается новый подход к исследованию отношений личности к другим в аспекте обнаружения условий и эффектов их диалогичности. Применяются методы теоретического моделирования, герменевтического анализа, а также качественные и количественные методики эмпирического исследования. Предлагается вариант решения актуальной задачи определения предпосылок саморазвития и социального позиционирования личности, формирующихся в диалогичном отношении Я – Другой. Новизна авторского подхода ...
Добавлено: 24 декабря 2016 г.