?
Ранние работы А.Н.Леонтьева и его путь к психологии деятельности
С. 3-24.
Алексей Николаевич Леонтьев сделал деятельность предметом и методом психологического исследования. Он назвал категории деятельности сознания и личности как «наиболее важные для построения непротиворечивой системы психологии как конкретной науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов». Разработанная Леонтьевым общепсихологическая теория деятельности является важнейшим достижением советской психологической науки, а сам Леонтьев - крупным теоретиком, одним из создателей советской психологии. Истоки его исследований восходят к началу 30-х гг., когда Леонтьев возглавил группу психологов в Харькове. Речь пойдет об этом периоде его творчества.
Язык:
русский
Леонтьев А. Н., М. : Смысл, 2003
Книга содержит ранние и ретроспективные работы по психологии выдающегося отечественного ученого А.Н.Леонтьева (1903-1979), отражающие путь становления его научных воззрений в диалоге с его учителем Л.С.Выготским в 1920-1930-е годы, Многие работы публикуются впервые. ...
Добавлено: 14 августа 2013 г.
Поддьяков А. Н., Культурно-историческая психология 2023 Т. 19 № 1 С. 30-34
В статье рассматриваются особые специально разрабатываемые вещественные средства, культурные орудия исследовательской деятельности психологов и этологов. Это объекты, стимулирующие другое живое существо, обладающее психикой (человека или животное), развернуть свое поведение, деятельность, процессы психического функционирования и позволяющие тем самым изучать их. Данные культурные орудия служат одним из оснований психологической науки и включены в систему отношений со многими ...
Добавлено: 26 апреля 2023 г.
Зинченко В. П., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 341-352.
Алексей Николаевич Леонтьев - советский психолог, занимавшийся проблемами общей психологии и методологией психологического исследования. Ученик Льва Семёновича Выготского, издавал его работы. Был одним из создателей факультета психологии Московского государственного университета. Важной частью его многогранной научной деятельности была психология личности. Он развивал и отстаивал гуманистическую и оптимистическую идею самосозидания и самостановления личности, полемически заостряя ее против ...
Добавлено: 3 августа 2013 г.
Зинченко В. П., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 413-436.
Имя, идеи, труды Д. Б. Эльконина широко известны не только в нашей стране. Вся его научная биография пришлась на период российской истории, которую А. М. Пятигорский в очаровательной книжечке «Философия одного переулка» охарактеризовал как «не сезон для мысли». Но живая мысль возникала, развивалась и в безвременье. Для артикуляции мыслей требовалось мужество или, — как скромно ...
Добавлено: 3 августа 2013 г.
Леонтьев Д. А., Леонтьев А. А., Психологический журнал 2003 Т. 24 № 1 С. 14-28
Научная судьба А. Н. Леонтьева рассматривается в ретроспективе его взаимоотношений с Л. С. Выготским в 1930-е гг. Анализируются идейные и содержательные моменты расхождения между культурно-исторической теорией и теорией предметной деятельности. Показаны основные следствия этого расхождения для советской и постсоветской отечественной теоретической и практической психологии. Движением, способным преодолеть схизис между психологической теорией и практикой в современной ...
Добавлено: 14 августа 2013 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2015 № 3 С. 276-299
В статье анализируется жизненный путь и вклад в человекознание выдающегося российского психолога, историка науки, науковеда, академика РАО М.Г.Ярошевского в связи со 100-летием со дня его рождения. Впервые предлагается периодизация этапов его жизнетворчества на фоне развития психологии и науковедения в ХХ столетии а также характеризуются основные направления научной и организационной деятельности по изучению психологии творчества ученых ...
Добавлено: 20 октября 2015 г.
Зинченко В. П., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 565-584.
Интеллектуальная история психологии есть история идей, т. е. вполне объективных интеллектуальных достижений — не менее объективных, чем научный метод или полученный с его помощью экспериментальный факт, эффект, феномен. В подготовке психологов на сегодняшний история и теория занимают, мягко говоря, не самое почетное место. Сегодня си стема образования психологов (если употребимо слово «система» к этому предмету) ориентирована, ...
Добавлено: 6 августа 2013 г.
М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2012
В хрестоматии представлены исследования по проблеме психологии чтения и грамотности в 100-летней истории Психологического института Российской академии образования (1912–2012 гг.). Одним из предметов изучения сотрудников различных лабораторий и подразделений института наряду с основными темами были психолого-педагогические основы чтения и грамотности. Данная хрестоматия может быть использована в научно-теоретической деятельности психологами, педагогами, методистами и филологами, а также ...
Добавлено: 25 февраля 2017 г.
Семенов И. Н., Национальный психологический журнал 2014 № 4(16) С. 3-12
В статье на фоне анализа эволюции российской истории психологии характеризуется научно- исследовательская и преподавательская деятельность одного из крупнейших современных историков психологии – заслуженного профессора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, члена-корреспондента РАО Антонины Николаевны Ждан. Показан оригинальный вклад ее трудов в изучение мировой и отечественной истории психологии, в историко-научные исследования факультета психологии МГУ и в ...
Добавлено: 10 марта 2016 г.
Воеводина Е. Ю., Лебедева А. А., В кн. : Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXVI Международного симпозиума. : М. : ДГУ-ПИ РАО, 2021. С. 57-60.
Статья сосредоточена на конструкте «жизненной цели» из начатой реконструкции теории личности А.Н. Леонтьева. Жизненная цель определена как аналог конструкта «смысл жизни». Дано описание позиции жизненной цели в структуре личности и роли в развитии личности. Представлен критерий отличия кризиса развития личности от личностномотивационной динамики иного рода. ...
Добавлено: 13 октября 2021 г.
Mironenko I., Сорокин П. С., Integrative Psychological and Behavioral Science 2022 No. 56 P. 1055-1071
Добавлено: 11 ноября 2020 г.
Леонтьев Д. А., В кн. : Большая Российская энциклопедия. Т. 19: Маниковский - Меотида.: М. : Большая российская энциклопедия, 2011. С. 285-285.
С легкой руки Абрахама Маслоу понятия самоактуализации и личностного роста являются одними из ключевых, даже культовых в современной психологии. Работы Маслоу у нас сегодня цитируют часто, хотя доступны они стали лишь в последние годы и, честно говоря, немного найдется тех, кто их внимательно прочитал. Известны они главным образом в реферативном изложении, и большинство студентов-психологов обычно ...
Добавлено: 9 мая 2013 г.
Серкин В. П., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2015 Т. 12 № 2 С. 93-111
В статье изложена авторская теория сознания, которая позволяет описывать ранее не объясненную психологическую феноменологию. Идеальное (психическое) и материальное (физическое) рассматриваются как атрибуты субстанции-процесса активности. Человек является субъектом не одной деятельности, а целостной системы деятельностей. Соответственно, индивидуальное сознание является атрибутом индивидуальной системы деятельностей и личной истории деятельностей человека. Своеобразие системы и истории деятельностей каждого человека порождает ...
Добавлено: 21 июля 2015 г.
Зинченко В. П., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 363-382.
Александр Владимирович Запорожец разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную ...
Добавлено: 3 августа 2013 г.
Зинченко В. П., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 353-362.
Александр Романович Лурия (16 июля 1902 года, Казань — 14 августа 1977 года, Москва) — советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров круга Выготского. Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических ...
Добавлено: 3 августа 2013 г.
Зинченко В. П., Вісник Харківського національного педагогічного університету імені Г.С. Сковороди. Психологія 2013 № 45 С. 5-35
Статья написана на основе доклада, сделанного на Международной конференции, посвященной 80-летию Харьковской психологической школы (Харьков, октябрь 2012 г.), организованной Харьковским национальным педагогическим университетом им. Г.С. Сковороды. Вниманию читателя предлагаются как личные впечатления и воспоминания автора о событиях и людях, так и почерпнутые из рассказов представителей старших поколений психологов, причастных к этим событиям. Харьковская психологическая школа ...
Добавлено: 12 февраля 2013 г.
Семенов И. Н., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2016 № 2 С. 46-63
В статье характеризуется научная деятельность Б.М. Теплова — одного из крупнейших российских психологов XX в., основателя четырех научных школ в отечественной психологии. Выделяются ключевые вехи его жизнетворчества, подчеркивается его фундаментальный вклад в развитие таких областей психологии, как психология способностей, дифференциальная психофизиология, военная психология, история психологии, методология человекознания. Особое внимание уделяется историко-методологической и научно-педагогической деятельности Б.М. ...
Добавлено: 28 декабря 2016 г.
М. : ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2017
В сборник включены статьи участников конференции: профессорско-преподавательского и научного состава российских и зарубежных вузов и научно-исследовательских учреждений. Статьи отражают широкий спектр основных направлений исследований в области современной психологии по следующим отраслям: философская методология психологии, история психологии, социальная психология, психология искусства, дизайна, моды, творчества, возрастная, педагогическая, практическая и прикладная психология. ...
Добавлено: 28 сентября 2017 г.
В учебнике рассматриваются основные вопросы взаимосвязи психологии и образования. Обзор развития психолого-педагогической практики в историко-социальном аспекте включает описание основных направлений и методов, показаны сферы приложения психолого-педагогического знания. К учебнику прилагается CD-диск с многочисленной справочной информацией, которая поможет студентам быстрее войти в информационное поле профессии, узнать нормативно-правовые аспекты регуляции профессиональной деятельности психолога образования. После каждой главы ...
Добавлено: 16 августа 2018 г.
Зинченко В. П., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 383-386.
Майя Ивановна Лисина (1929–1983) известна как замечательный детский психолог. Почти три десятилетия она изучала генезис и формы общения у детей и, видимо, сама забыла о начале собственной научной деятельности, весьма далекой от изучения младенчества и детства. детства. А начало было не менее замечательным, чем продолжение, о чем и рассказывается в данноц статье. ...
Добавлено: 3 августа 2013 г.
Двойнин А. М., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2018 Т. 77 С. 118-135
В статье дается обзор развития психологии религии в постсоветской России в хронологических рамках с 2000-х гг. по настоящее время. Автор оценивает данный период как этап оживления исследований в области психологии религии. Выдвигается предположение, что эта тенденция связана в большей степени с действием личностного фактора и объективно существующим «белым пятном» в данной области знаний, нежели с ...
Добавлено: 1 октября 2021 г.
Демин М. Р., Логос 2014 Т. 2
В статье рассматривается психологические исследования русских университетских философов последней трети 19 века. Институциональный контекст <<увлечения>> психологизмом немецкой философии хорошо освещен многочисленными исследованиями, среди которых ставшая хрестоматийной работа Мартина Куша (Kusch M. Psychologism: A Case Study in the Sociology of Philosophical Knowledge, Routledge (1995)). Опыт институционального прочтения <<спора о психологизме>> может быть полезен применительно к русскому материалу. ...
Добавлено: 30 октября 2013 г.
Записные книжки, заметки, научные дневники Л.С. Выготского: результаты исследования семейного архива
Завершнева Е. Ю., Вопросы психологии 2008 № 2 С. 120-136
Добавлено: 24 октября 2019 г.
Люк Х., М., Штутгарт : W. Kohlhammer, 2012
Книга немецкого профессора психологии Хельмута Люка представляет короткий обзор всех главных течений, школ, направлений, частных областей психологии от середины XIX до рубежа XX-XXI столетий. Благодаря такому изложению создается представление о логике формирования научной психологии, чувство динамики ее развития, ощущение освоения все более расширяющегося пространства психологических вопросов и идей. Кроме того, она дает урок методологии историко-психологического ...
Добавлено: 1 июня 2013 г.