?
Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам
М. :
Институт психологии РАН, 2011.
Под общей редакцией: Ушаков Д. В.
Книга посвящена междисциплинарному изучению современных проблем психологии творчества. В авторский коллектив вошли известные российские и зарубежные исследователи. Рассмотрены различные уровни и аспекты творческого процесса: психофизиологический, психогенетический, эволюционный, когнитивные, личностно-мотивационный, средовой, социально-профессиональный, культурный, общесистемный.
Люсин Д. В., В кн. : Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам. : М. : Институт психологии РАН, 2011. С. 372-389.
Проводится обзор исследований влияния эмоций на креативность, начиная с работ 1970-х годов до наших дней. Анализируются основные проблемы и противоречия в этой области, предлагаются пути их разрешения. ...
Добавлено: 11 июня 2013 г.
Яголковский С. Р., В кн. : Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам. : М. : Институт психологии РАН, 2011. С. 500-530.
Добавлено: 30 сентября 2013 г.
Гордеева Т. О., В кн. : Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам. : М. : Институт психологии РАН, 2011. С. 331-359.
В главе рассматриваются проблемы мотивации творческий деятельности. ее структура, составляющие, механизмы действия на достижения внутренней и разных типов внешней мотивации, связь одаренности и креативности с психологическим благополучием. ...
Добавлено: 19 октября 2014 г.
Научное направление:
Психология
Язык:
русский
Роджерс Н., М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015
Эта практически ориентированная, одухотворенная книга полна свежих идей, стимулирующих нашу внутреннюю креативность. Она способствует свободе целительного и преобразующего самовыражения. Пробуждение и использование этих естественных энергий и экспрессии приводит человека к более глубокому самопониманию и самосовершенствованию и обеспечивает глубокую связь с самим собой и другими людьми.
Книга будет полезна психотерапевтам, психологам-консультантам, социальным работникам, педагогам-фасилитаторам. ...
Добавлено: 17 июня 2015 г.
Хархурин А. В., RUDN Journal of Psychology and Pedagogics 2016 Vol. 4 P. 16-28
В данной статье представлена проблема, широко обсуждаемая как в исследованиях билингвизма, так и в исследованиях творческих процессов, рассматриваемая с точки зрения ее педагогических приложений. Исследования, проведенные автором в последние десятилетия, убедительно доказывают, что владение более чем одним языком способствует развитию творческих способностей человека. Автор расширил сферу своих исследований и применил их результаты в области образования. ...
Добавлено: 20 июля 2019 г.
Институт психологии РАН, 2020
В данном сборнике представлены научные сообщения участников Всероссийской научной конференции «Творчество в современном мире: человек, общество, технологии», посвященной 100 летию со дня рождения Я.А. Пономарева (25–27 сентября 2020 г.). Их тематика перекликается с ключевыми темами творческого наследия Я.А. Пономарева и психологии творчества: методология исследования творческого мышления, творчество и эмоционально-мотивационная сфера, ресурсы и потенциалы креативности, творчество ...
Добавлено: 25 сентября 2020 г.
Хархурин А. В., Altarriba J., Bilingualism: Language and Cognition 2016 Vol. 19 No. 5 P. 1079-1094
Добавлено: 23 июля 2019 г.
Князева Е. Н., В кн. : Живая философия. : М. : Glance, 2015. С. 201-209.
Природа повсюду рождает новые формы и структуры. Но она также запускает и механизмы разрушения и самоуничтожения организмов, ради созидания нового и прогресса на более высоком уровне организации. Современные ученые обсуждают феномен запрограммированной смерти, смерти на уровне клеток и на уровне организма. Смерть парадоксальным образом является творцом новой жизни, нового и более совершенного в бытии. Разрушение ...
Добавлено: 17 февраля 2015 г.
Семенов И. Н., Культурно-историческая психология 2014 Т. 10 № 2 С. 27-39
Цель исследования – теоретический анализ многогранной научно-педагогической деятельности одного из крупнейших российских психологов академика РАО В.П.Зинченко. Методология исследования определяется взаимодействием таких применяемых в современном науковедении видов системного анализа научной деятельности, как: социокультурный, биографический, историографический, предметно-тематический, концептуально-метеодологический. В результате на фоне науковедческого анализа истории отечественной психологии характеризуется научно-исследовательская, научно-организационная и научно-преподавательская деятельность В.П.Зинченко на основных этапах ...
Добавлено: 20 декабря 2014 г.
Медведев Б. П., Яголковский С. Р., В кн. : Творчество в современном мире: человек, общество, технологии: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Я.А. Пономарева. : Институт психологии РАН, 2020. С. 85-86.
Представлены результаты 3 экспериментов, в рамках которых рассматривалось влияние на функциональную фиксированности выполнения заданий по называнию объектов, у которых функциональное свойство (ФС) целевого предмета (способность выполнять стандартную функцию целевого предмета) выражено в меньшей степени. ...
Добавлено: 28 октября 2021 г.
М. : Институт психологии РАН, 2015
Книга посвящена 95-летию со дня рождения Я. А. Пономарева, который основал научную школу исследования творчества в Институте психологии РАН, и 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина, основавшего научную школу исследования интеллекта. Представлены статьи ведущих российских ученых по проблематике творчества и интеллекта, а также ряд оригинальных текстов Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина. ...
Добавлено: 29 сентября 2015 г.
Двойнин А.М, Троцкая Е. С., Психологическая наука и образование 2022 Т. 27 № 2 С. 42-52
Представлен обзор современных работ, посвященных исследованиям когнитивных предикторов академической успешности. Выделяются общие закономерности: наиболее сильным и универсальным предиктором академической успешности на разных этапах школьного образования является психометрический интеллект; роль креативности менее значительна и достаточно нестабильна. Утверждается, что данные закономерности слабо прослеживаются на уровне дошкольного образования. Обращается внимание на то, что для предсказания будущих учебных достижений ...
Добавлено: 12 августа 2022 г.
De Marchis G., Щебетенко С. А., Anales de Psicologia 2023 Vol. 39 No. 3 P. 505-516
Добавлено: 8 июня 2022 г.
Возрастающая неопределенность социальной жизни повышает востребованность гибких навыков и агентности как способности целенаправленно действовать в меняющихся условиях. В связи с этим развитие гибких навыков и агентности определяются ведущими экспертами как одна из приоритетных задач общего образования. В статье проанализированы теоретические подходы к определению понятия агентности, обсуждаются культурные противоречия при определении этого понятия и способы их ...
Добавлено: 27 октября 2023 г.
Бульцева М. А., Лебедева Н. М., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2018 Т. 15 № 4 С. 675-694
Цель данного исследования состоит в идентификации различий в факторах, связанных с творческой продуктивностью в разных микродоменах литературной креативности (написание прозы и поэзии на уровне малой креативности). Данная работа анализирует взаимосвязи между индивидуальными ценностями (по Ш. Шварцу), мотивацией (по Э. Дэси и Р. Райану) и творческой продуктивностью у поэтов и прозаиков, измеряемой по частотному принципу. Выборка ...
Добавлено: 31 мая 2018 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 4 С. 81-97
Проблематика образовательной среды впервые комплексно анализируется с междисциплинарных позиций взаимодействия рефлексивной психологии, рефлексивной педагогики, рефлеакмеологии в методологическом, историко научном, теоретическом, методическом, организационном и практическом аспектах. Методологически вводится понятие «рефлексивно-развивающая образовательная среда», которое составляет - с системой других рефлексивно научных понятий - теоретическую основу разработки рефлетехнологий изучения и активизации интеллектуально-творческого и личностно-профессионального развития учащихся и педагогов ...
Добавлено: 19 марта 2014 г.
Князева Е. Н., В кн. : Эпистемология креативности. : М. : Канон+, 2013. С. 3-8.
Авторы книги – философы – стремятся проанализировать эпистемологические механизмы протекания творческих процессов, особенности функционирования восприятия, мышления, воображения в творчестве. Для исследования творчества, творческих процессов, творческих способностей и состояний вдохновения привлекается выработанный в философии категориальный аппарат: понятия истины, сознания, духа, абстракции, смыслообразования и смыслопорождения. Но кроме применения философской категориальной сетки, представленные в книге исследования строятся в ...
Добавлено: 13 ноября 2013 г.
Бульцева М. А., Общественные науки и современность 2020 № 1 С. 132-147
Многочисленные зарубежные исследования показали, что опыт межкультурных взаимодействий способен стимулировать креативность, в случае, когда человек к нему адаптирован. Индикатором адаптированности к ситуации межкультурных взаимодействий может выступать кросскультурная компетентность. Однако прошлые работы выявили противоречивые отношения компонентов межкультурной компетентности с креативностью. Данное исследование представляет собой качественный анализ восприятия межкультурных различий и межкультурной компетентности у более и менее ...
Добавлено: 17 марта 2020 г.
Бульцева М. А., Лебедева Н. М., Культурно-историческая психология 2019 Т. 15 № 3 С. 51-59
Межкультурный опыт может быть как губительным, так и благотворным для креативности в зависимости от особенностей аккультурации. Цель исследования — выявить взаимосвязи между опытом межкультурных взаимодействий, аккультурационными ожиданиями и креативностью российских студентов в условиях интернационализации образовательной среды. Количественными методами на выборке из 272 российских студентов (НИУ ВШЭ, средний возраст — 21 год, 61% — женщины) были ...
Добавлено: 11 октября 2019 г.
Данное исследование посвящено изучению взаимосвязей ценностей, социального капитала и установок по отношению к инновациям. В исследовании участвовали респонденты из четырёх регионов России – Центрального, Дальневосточного, Приволжского и Северо-Кавказского. Респондентам (N= 1238) предлагался опросник, который включал метод измерения ценностей Шварца SVS-57, опросник, измеряющий установки по отношению к инновациям [Лебедева, Татарко, 2009], ряд шкал, измеряющих компоненты социального ...
Добавлено: 17 сентября 2013 г.
Исаева О. М., Савинова С. Ю., Организационная психология 2020 Т. 10 № 3 С. 69-84
Цель исследования: провести оценку сформированности надпрофессиональных компетенций (soft skills) у будущих менеджеров с помощью методов психологической диагностики и графологии. Дизайн исследования. Оценка надпрофессиональных компетенций будущих менеджеров (целеустремленность, коммуникабельность, критическое мышление, креативность, гибкость мышления) проходила в три этапа. На первом этапе была проведена оценка развития навыков с использование методов психологической диагностики: «Анаграммы» А. Зака, «Диагностика мотивации достижения» А. Мехрабиана, тест «Закончи рисунок» ...
Добавлено: 28 марта 2020 г.
Таганрог : Издательство А.Н. Ступина, 2013
Междисциплинарный сборник научных статей по философии, социологии, психологии, культурологии, посвященный памяти Г.В. Иванченко (1965-2009) ...
Добавлено: 18 ноября 2013 г.
М. : Канон+, 2013
В книге анализируются проблемы творчества с позиции новейших достижений когнитивной науки и неклассической эпистемологии. Рассматривая творчество в контексте эпистемологических проблем, авторы книги развивают новые, нетрадиционные подходы телесный, натуралистический, конструктивистский, нелинейно-динамический, феноменологический. Исследуются личностные особенности творчески одаренных людей, механизмы функционирования креативного мышления и работы творческой интуиции, способы развития и тренировки креативного мышления, креативность при создании систем ...
Добавлено: 9 ноября 2013 г.
Зинченко В. П., Человек 2012 № 5 С. 5-19
В статье сделана попытка раскрыть положение Г.Г. Шпета, что слово является первым и главным принципом человеческого познания. С рождения ребенок попадает в атмосферу (духосферу, когитосферу, семиосферу) слова, которая обволакивает его, проникает в душу и становится внутренней формой образов, движений, действий, состояний и чувств. В 1,5–2 года, когда начинается эксплозия, «вулканический взрыв» детской речи, слово выходит ...
Добавлено: 12 ноября 2012 г.
Поддьяков Александр, Образовательная политика 2016 № 2(72) С. 71-94
Обсуждается тенденция развития тестирования от максимальной регламентированности деятельности тестируемых (при решении четко сформулированных разработчиком задач с единственным правильным ответом) к диагностическим проблемным ситуациям высокой новизны и неопределенности с открытым началом и открытым концом. Все чаще используемое в тестировании открытое начало предполагает свободу самостоятельной постановки своих собственных исследовательских вопросов изучаемой реальности и поиска ответов во взаимодействии ...
Добавлено: 2 декабря 2016 г.
Поддьяков А. Н., М. : Национальное образование, 2016
Книга посвящена психологии исследовательского поведения. В ней анализируются методология и стратегии исследовательского поведения, а также различные виды взаимодействия и взаимопроникновения исследовательского поведения, интеллекта, творчества и игры. Показана роль самостоятельной исследовательской деятельности в познавательном, социальном и личностном развитии ребенка.
Обсуждаются особенности диагностики исследовательского поведения, интеллекта и творчества. Показаны ошибки и внутренние противоречия тестов креативности как «стандартов измерения ...
Добавлено: 14 октября 2015 г.