?
Критическое мышление как навык ориентации человека в обществе модерна
В данной статье представлена попытка определить понятие «критическое мышление» через анализ основных черт общества модерна. Авторы подробно разбирают проблему отсутствия единого определения понятия «критическое мышление» в современной философии образования и педагогике. Важно, что, несмотря на то, что такого определения нет, упоминание необходимости развития данного навыка присутствуют в нормативных документах, а практика преподавания «критического мышления» уже давно приобрела большое распространение. В данной статье авторы полемизируют с распространенным пониманием «критического мышления», которое связано, в первую очередь, с развитием логики и ознакомлением обучающихся с теорией аргументации. Реалии общества модерна, связанные с исчезновением авторитета традиций, высокой скоростью изменений, развития новых технологий и появления новых «профилей риска», как показано в статье, вынуждают нас учитывать необходимость формирования более сложных, комплексных навыков, которые не формируются без развития «гуманитарного мышления», «исторического сознания» и чувства гражданской идентичности и ответственности. Данные аспекты в статье иллюстрируется на примере анализа социологической теории модерна Э. Гидденса и «компенсаторной теории модерна» школы Риттера (Г. Люббе и О. Марквард). В статье аргументируется точка зрения, согласно которой развитие данных компетенций должно быть включено в понятие «критическое мышление», в исследовании намечены основные пути того, каким образом это возможно сделать.