?
Совмещение учебы в университете и работы: от бакалавриата до аспирантуры
Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
Бекова С. К.
Цель представленной работы — определить роль трудоустройства в успешности аспиранта, проследить связь между характеристиками трудоустройства и различными аспектами обучения и образовательных результатов. На базе нескольких крупных эмпирических исследований оцениваются масштабы совмещения учебы и работы на каждом этапе обучения в вузе и последствия массового совмещения на уровне аспирантуры. Помимо этого, в информационном бюллетене обсуждается, как учитывать массовое совмещение в деятельности аспирантуры и каким образом изменения в самóй аспирантуре могут в сложившихся условиях обеспечить повышение ее результативности.
Ключевые слова: аспирантура
Калюжная (Завгородняя) О. И., Higher Education in Russia and Beyond 2016 No. 3(9) P. 7-9
Добавлено: 25 ноября 2016 г.
Жучкова С. В., Университетское управление: практика и анализ 2021 Т. 25 № 2 С. 98-113
В ведущих зарубежных университетах широкое распространение получили регулярные опросы аспирантов, посвященные их карьерным траекториям, удовлетворенности программой и процессом обучения, организации научного руководства и другим аспектам аспирантского опыта. Результаты таких исследований становятся основой для принятия решений по совершенствованию программ и позволяют оценивать эффект от вводимых мер. В России же наблюдается дефицит эмпирических данных об аспирантском опыте, ...
Добавлено: 12 мая 2021 г.
Терентьев Е. А., Бедный Б. И., Высшее образование в России 2020 Т. 29 № 10 С. 9-28
Концентрация бюджетных ресурсов в ведущих университетах страны актуализирует проблему воспроизводства корпуса научно-педагогических работников в региональных вузах, не входящих в число участников государственных программ поддержки академического развития. В статье на основе данных серии фокус-групповых интервью с руководителями аспирантур региональных университетов анализируются проблемы, возникающие при реализации действующей модели подготовки и аттестации аспирантов. Выделены четыре группы проблем, с ...
Добавлено: 21 сентября 2020 г.
В условиях борьбы вузов за академическое лидерство, измеряемое успехами в развитии науки, остро встаёт необходимость поддержки и развития научных школ. Одна из мер поддержки – воспроизводство научных кадров. Традиционно эта проблема рассматривается в рамках исследований аспирантуры. Но исследования мотивов поступления в магистратуру показывают, что уже на этапе второй ступени высшего образования большинство студентов готовы выбрать ...
Добавлено: 20 ноября 2022 г.
Алескеров Ф. Т., Журнал Новой экономической ассоциации 2009 № 3-4 С. 248-259
Текст лекции, прочитанной в ГУ ВШЭ 10 апреля 2008 г. Обсуждались две проблемы: как писать тезисы и как писать статьи. ...
Добавлено: 12 апреля 2013 г.
Shcherbakova I. O., Makhmudova T. V., Кучеренко С. Н., Высшее образование сегодня 2020 No. 1 P. 54-60
Добавлено: 11 октября 2020 г.
М. : РГГУ, 2013
В сборнике статей представлены материалы выступлений на Седьмой научной конференции по проблемам подготовки аспирантов «Инновации в аспирантуре: наука и образование в программах аспирантской подготовки в РГГУ. ...
Добавлено: 2 октября 2013 г.
Routledge, 2021
This chapter is aimed at providing insights into main engagement and disengagement factors in international doctoral students (IDS) experiences at Russian universities. Following the Tinto’s model of student departure, we look at two domains of IDS integration - social and academic. Based on data from 20 semi-structured in-depth interviews with IDS in three Russian universities ...
Добавлено: 15 октября 2021 г.
Повышение результативности института аспирантуры становится сегодня одной из центральных задач государственной политики в области науки и образования. В 2013-2015 гг. произошли радикальные изменения в системах подготовки и аттестации научных кадров, нацеленные на повышение эффективности аспирантских программ и качества диссертационных работ. Во-первых, был осуществлен переход к модели «образовательной аспирантуры», во-вторых, существенно изменились нормы и правила деятельности ...
Добавлено: 17 октября 2022 г.
Авторы предлагают аналитическую модель для оценки перспектив молодых преподавателей, которая основана на анализе положения и возможностей специалистов, выходящих на академический рынок в 10 странах: Бразилии, Китае, Индии, Франции, Германии, Норвегии, России, Португалии, ЮАР и США. Они выделяют четыре индикатора спроса: темп прироста численности студентов; затраты на исследования и разработки и на образование; распределение имеющихся преподавателей ...
Добавлено: 27 июня 2014 г.
Котляров И. Д., Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта 2010 № 8(66) С. 46-48
В статье сформулированы требования к квалификации научных руководителей соискателей ученой степени кандидата наук. Показано, что в сфере подготовки кандидатов экономических наук эти требования не выполняются. Намечены пути устранения этих недостатков. ...
Добавлено: 19 октября 2012 г.
Жучкова С. В., Павлюк Д. М., Университетское управление: практика и анализ 2024 Т. 28 № 1
Статья в печати ...
Добавлено: 9 ноября 2023 г.
Котляров И. Д., Педагогический журнал Башкортостана 2011 № 4 С. 21-27
В статье приводятся результаты анализа существующих проблем в формировании и реализации учебных программ в аспирантуре экономического профиля и предложен способ их решения на основе введения модульной системы с усилением междисциплинарных связей и привязки программы обучения к тематике диссертационного исследования. ...
Добавлено: 21 ноября 2012 г.
На данных интервью с аспирантами и их научными руководителями, а также опроса аспирантов шести российских университетов рассматриваются мотивы поступления в аспирантуру и обучения в ней, и дается оценка их распространенности. Опираясь на теорию самодетерминации в мотивации Э. Деси и Р. Райана, авторы выделяют три основных типа мотивации: внутреннюю мотивацию, внешнюю мотивацию и амотивацию — и ...
Добавлено: 24 марта 2020 г.
Бедный Б. И., Бекова С. К., Рыбаков Н. В. и др., Высшее образование в России 2021 Т. 30 № 10 С. 9-21
Диверсификация аспирантских программ сегодня является глобальным трендом. Университеты в разных странах мира предлагают программы, которые различаются по форматам обучения, типу подготовки, характеристикам целевой аудитории и возможным рынкам трудоустройства после выпуска. В России аспирантура существует в унифицированном формате, ориентируясь прежде всего на академический рынок. В последнее время всё чаще проводятся дискуссии о необходимости расширения диапазона программ ...
Добавлено: 11 октября 2021 г.
Жучкова С. В., Университетское управление: практика и анализ 2022 Т. 26 № 2 С. 92-104
В работе исследуются правила и процедуры отбора абитуриентов на аспирантские программы российских вузов. Неэффективность отбора часто становится предметом обсуждения в дискуссии о низкой результативности российской аспирантуры, однако структурированной информации о существующих правилах и процедурах до сих пор не представлено. Настоящее исследование закрывает этот пробел. С помощью количественного контент-анализа локальных правил приема 150 случайных российских вузов ...
Добавлено: 21 июня 2022 г.
Смирнова Н. И., В кн. : Иностранный язык в национальном исследовательском университете: новые задачи и ценностные ориентации. Сборник статей по материалам межвузовской научно-методической конференции, 2011. : Н. Новгород : Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2011. С. 156-159.
Добавлено: 16 декабря 2012 г.
Терентьев Е. А., Бекова С. К., Малошонок Н. Г., Университетское управление: практика и анализ 2018 № 22 С. 54-66
Статья посвящена анализу текущей ситуации в области подготовки научно-педагогических кадров, а также некоторых причин наблюдающихся в последнее годы низких показателей защищаемости аспирантов. Анализируется состояние и динамика системы аспирантской подготовки в постсоветское время, включая изменения, вступившие в силу в 2013 и 2014 г., связанные с присвоением аспирантуре образовательного статуса и с повышением требований к соискателям ученых ...
Добавлено: 25 декабря 2018 г.
Порус В. Н., Высшее образование в России 2013 № 4 С. 44-54
В статье рассматриваются причины, по которым процесс присвоения ученых степеней в России претерпел серьезные искажения и стал «кривым зеркалом российской науки». Показана ограниченность и сомнительная эффективность административных мер по исправлению положения, утверждается необходимость коренных преобразований всей системы подготовки научных и научно-педагогических кадров. Предложены основные направления таких преобразований. ...
Добавлено: 28 августа 2013 г.
Дмитриев А. Н., В кн. : Профессорско-преподавательский корпус российских университетов. 1884–1917 гг.: исследования и документы. : Томск : Издательство Томского университета, 2012. С. 65-76.
В статье рассматриваются различные аспекты европейских стажировок выпускников российских университетов в начале ХХ века, анализируются разные дисциплинарные практики, примеры удачной и неудачной институциализации зарубежной подготовки российского профессорского корпуса. ...
Добавлено: 25 января 2013 г.
Жучкова С. В., Терентьев Е. А., Саниязова А. Г. и др., Higher Education Quarterly 2023 Vol. 77 No. 2 P. 215-231
Академическая поддержка со стороны сотрудников кафедр или аспирантских школ играет важную роль в аспирантуре, но то, как она устроена, может по-разному сказываться на результатах аспирантов. Цель статьи - дать классификацию типов такой академической поддержки и определить, как эти типы связаны с ожиданиями аспирантов о завершении программы и защите диссертации. Эмпирической базой для исследования послужили данные ...
Добавлено: 14 марта 2022 г.
Ляпунцова Е. В., Белозерова Ю. М., КноРус, 2022
Продолжение серии учебников «Введение в профессию Преподаватель вуза», подготовленных членами Лиги преподавателей высшей школы, включая победителей Всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей Школы», поддержанного Фондом президентских грантов и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Лучшие преподаватели вузов России делятся своим опытом с будущими и начинающими коллегами.
Раскрываются вопросы дидактики высшего образования, инновационных методов обучения, организации воспитательной ...
Добавлено: 28 ноября 2022 г.
В докладе представлен анализ текущего состояния системы аспирантской подготовки в России, определены ключевые проблемы и перспективы их решения. Отмечается, что определяющими факторами наблюдаемой сегодня кризисной ситуации являются: (1) нехватка финансирования, (2) слабость академической поддержки аспирантов, (3) низкое качество исследовательской подготовки поступающих в аспирантуру, (4) рассогласование исследовательских задач аспирантов и «большой» научной повестки. Предлагается система мер ...
Добавлено: 20 мая 2021 г.