?
Правовое обоснование как элемент научного объяснения в юриспруденции
Правовое обоснование как феномен юридической науки до сих пор не рассмотрен в современной науке как зонтичный термин, содержащий в себе большой эпистемологический потенциал в качестве элемента научного объяснения. В статье автор предлагает изучение правового обоснования с позиции двух больших областей права: теоретическая и практическая правовая науки. Именно правовое обоснование представлено в качестве связующего элемента дихотомических областей юридической науки, которое позволяет не только качественно изучать существующий правоприменительной материал, но и прогнозировать, выстраивая теоретические конструкции для дальнейшего развития законодательной сферы.
Юридическую науку в целом невозможно представить, как без аргументации, используемой не только в правоприменительной деятельности, но и в теоретической плоскости; так и без объяснения, которое обнаруживает себя не только в коммуникации, но и в обосновании правовых феноменов наукой, что крайне ценно для гносеологического аспекта права. Именно поэтому так важно разграничить понятия «аргументации» и «объяснения», которые не всегда раскрываются только при помощи контекста. Правовое обоснование в качестве элемента научного объяснения помогает юридической дисциплине систематизировать не только правовую практику, связанную с принятием решения, но и методологический аппарат.
Первая часть статьи посвящена изучению правового обоснования в теоретическом разрезе, с позиций философии, логики и семиотики права. Автор утверждает, что правовое обоснование представляет собой особую языковую метасистему, позволяющую рассматривать право во всем его междисциплинарном разнообразии при помощи не только смежных гуманитарных наук, но и естественно-научных.
Вторая часть статьи утверждает обоснование в качестве правового методологического аппарата, при помощи которого происходит подбор подходящих аргументов для принятого решения, которое формулируется в сознании субъекта, принимающего правовое решение на основании чувственного представления об эйдосах «доброго» и «справедливого».