?
Время и память в творчестве Диккенса
В отношении к проблеме времени в повести Диккенса "Рождественская песнь в прозе" можно выделить три онтологических уровня: 1) вечность потустороннего мира, находящаяся за пределами времени; 2) время мира земного, отличное от вечности, но освящаемое ею; 3) временнáя пустота, отсутствие времени, куда оказывается выброшен всякий человек, отказавшийся от жизни. Если в «Песни» отказ от жизни ведет к выпадению из времени, то в повести «Одержимый», напротив, утрата памяти связана с духовным омертвением героя. В романе "Крошка Доррит", как и в «Рождественских повестях», память оказывается настолько важным элементом человеческой души, а время – настолько важной формой человеческого существования, что отказ от памяти и выпадение из времени вновь ведут к оскудению любви.