?
От идей В.А. Роменца к культурной персонологии
С. 207-215.
Статья посвящена обоснованию значения культурного подхода В.А. Роменца к построению истории психологии для развития современной психологической науки. Раскрываются перспективы идей В.А. Роменца для разработки культурной парадигмы в "новой персонологии". Предлагается модель персонологической интеграции культурного опыта, основанная на учении выдающегося украинского психолога.
Язык:
русский
Исаева А. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 Т. 80 № 4 С. 84-97
Статья посвящена книге как возможности герменевтики «личности». Предметом герменевтического поиска становится отношение личности к оппозициям жизни. Изучение этого отношения осуществляется на стыке парадигмы жизни и отношений личности и культурной парадигмы персонологии (Старовойтенко Е.Б.). В статье предлагаются опыты герменевтики отношения личности к оппозициям жизни на материалах книг психологии (С.Л. Рубинштейн, Е.Б. Старовойтенко), классической русской (Ф.М. Достоевский) ...
Добавлено: 31 января 2015 г.
Исаева А. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 Т. 76 № 4 С. 204-213
В статье намечены пути и способы получения и интеграции персонологического знания об оппозициях как феномене индивидуальной жизни и ее познания. В качестве источников герменевтического поиска выступают мифология, литература, философия, теоретическая и экспериментальная психология. Феномен оппозиций раскрывается как бытийная и культурная универсалия: предметная, лингвистическая, семантическая, психическая. Описаны аспекты отношений личности к оппозициям, принадлежащим различным «средам» жизни ...
Добавлено: 15 ноября 2013 г.
Орлов А. Б., Орлова Н. А., В кн. : Ежегодник по консультативной психологии, коучингу и консалтингу - 2016. Вып. 3.: М. : Институт консультативной психологии и консалтинга (ФПК-Институт), 2016. С. 103-129.
Статья продолжает персонологическую дискуссию на страницах периодического издания "Психология. Журнал Высшей школы экономики" (2015, №2). ...
Добавлено: 15 мая 2017 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2011 № 3 С. 62-75
Автор статьи ставит проблему культурного времени личности и предлагает подходы к ее решению в контексте персонологии. Различаются «культурное время персонологии» и «культурное время жизни личности». В качестве единиц их измерения определяются события «открытий личности» в истории культуры и события создания, понимания и интерпретации личностью текстов в процессе жизни. Приводятся модели и факты личности, образующие разнообразную ...
Добавлено: 10 октября 2012 г.
Семенов И. Н., В кн. : Современные исследования интеллекта и творчества. : М. : Институт психологии РАН, 2015. С. 375-409.
Представлен историко-наковедческий и рефлексивно-перснологический анализ развития жизнедеятельности Я.А.Пономарева и М.Г.Ярошевского, а также их взаимодействия в процессе изучения психологии творчества в Институте истории естествознания АН СССР на рубеже 1960-1970-х гг. Дана сравнительная характеристика индивидуальной судьбы обоих основателей крупнейших научных школ психологии творчества в процессе жизнедеятельности в ХХ в. Охарактеризована научная деятельность созданной Я.А.Пономаревым (в Институте психологии ...
Добавлено: 1 ноября 2015 г.
Старовойтенко Е. Б., М. : Академический проект, 2015
Книга профессора Старовойтенко Е.Б. обобщает многолетний труд автора по реализации инновационного научно-образовательного проекта, посвященного разработке персонологии как «науке синтеза». Обосновывается перспективный формат психологии личности, состоящий в единстве герменевтики «текстов культуры», фундаментальной теории, консультативно-психотерапевтической практики и моделей индивидуального самопознания. Опираясь на традиции построения персонологии в мировой науке, автор подчеркивает важность развития таких ее направлений, как ...
Добавлено: 19 марта 2015 г.
Старовойтенко Е. Б., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2010 Т. 7 № 1 С. 3-18
Статья посвящена обоснованию перспектив персонологии как нового интегрального направления в психологическом изучении личности. Приводится методологическая модель персонологии в парадигме «жизни», систематизирующая философско-психологические идеи о личности как активном начале собственной жизни, о закономерностях протекания индивидуальной жизни, ее внутренней архитектонике и личностных условиях ее воссоздания и обновления. Личность рассматривается в категориях миров и способов индивидуальной жизни, пространства ...
Добавлено: 10 октября 2012 г.
Старовойтенко Е. Б., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2019 Т. 16 № 3 С. 434-456
Исследование, представленное в данной статье, основывается на определении науки в качестве области культуры, предложенном Т. Куном. С этих позиций психология личности, общая персонология выступают открытым миром культурных феноменов, представляющих собой хорошо работающие идеи и теории, модели и научные факты, методы и практики, интерпретации и коммуникации. Потенциал и генез данных феноменов может раскрываться «культурной феноменологией личности». ...
Добавлено: 23 октября 2019 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2011 № 1 С. 55-69
Статья посвящена разработке моделей развития самоотношения личности на основе реконструкции и синтеза идей онтологических концепций С.Л. Рубинштейна, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили. Обосновывается, что при персонологическом преломления онтологии раскрывается мощный источник формирования и саморазвития отношения к себе. Это творческий диалог личности с «другими» и с собой, осуществляемый в единстве действенно-поступковой, рефлексивной и феноменологической практики. ...
Добавлено: 10 октября 2012 г.
Семенов И. Н., В кн. : Психология одаренности и творчества. Монография. : М., СПб. : Издательство Нестор-История, 2017. С. 74-86.
В разделе дана панорама рефлексивной психологии творчества и анализируются ключевые направления ее развития. Эта инновационная область современного человекознания характеризуется во взаимодействии с акмеологией, персонологией, педагогикой, в т.ч. при рефлексивно-психологическом изучении продуктивного мышления и креативной личности, а также при рефлексивно-педагогическом формировании творчества и человеческого капитала как психологических ресурсов генерирования инноваций в культуре и обществе. ...
Добавлено: 30 ноября 2017 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2012 Т. 71 № 3 С. 59-71
В статье обосновывается подход к развитию персонологии как интегральной науки о личности, имеющей богатый историко-культурный контекст, а также предполагающей синтез различных теорий личности, единство фундаментальных и практико-ориентированных исследований личности, строгую систему парадигм, акценты не только на познаваемую личность, но и личность исследователя, консультанта, психотерапевта. С целью разработки теоретико-методологической парадигмы культуры, предлагается «метод персонологической интеграции культурного ...
Добавлено: 6 декабря 2012 г.
Семенов И. Н., Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир 2017 Т. 1 № 1 С. 121-150
В статье представлены историко-методологические основания, обобщена теоретическая база и охарактеризованы результаты эспериментальных и прикладных исследований продуктивного мышления и креативной личности с позиций бурно развивающейся на рубеже ХХ – ХХI вв. рефлексивной психологии творчества. Показана конструктивность ее взаимодействия с рефлексивной акмеологией, персонологией и педагогикой в изучении и развитии рефлексивно-творческого потенциала индивидуальности человека в современных социокультурных условиях. ...
Добавлено: 7 июня 2017 г.
Орлов А. Б., Орлова Н. А., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2015 Т. 12 № 2 С. 7-29
В статье дискутируется «персонологический проект» развития психологии, предложенный Вадимом Артуровичем Петровским и Еленой Борисовной Старовойтенко. Выявляются и эксплицируются внутренние противоречия и недостатки данного проекта, главными из которых оказываются «бессистемность», хаотичность и синкретичность концептуального аппарата и «бесчеловечность», редукция человека до личности, а личности до персоны. Авторы статьи полагают, что персонология невозможна как интеграция разных парадигм, но ...
Добавлено: 3 октября 2015 г.
Семенов И. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2012 № 3 С. 37-57
В статье на фоне панорамы современной философско-психологической мысли характеризуются научные школы факультета психологии ВШЭ и анализируются концепции рефлексии ряда его профессоров, а также обозначены формы межкафедрального (кафедр общей и психологии личности), межуниверситетского (НИУ ВШЭ и МГУ), межинституционального (ВШЭ и ИП РАН, ИФ РАН) и международного сотрудничества (c учеными Австрии, Латвии, Украины) в изучении рефлексии. ...
Добавлено: 26 ноября 2012 г.
Старовойтенко Е. Б., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2011 Т. 8 № 4 С. 3-28
Статья посвящена обоснованию перспектив разработки проблемы «отношения личности к себе» в контексте персонологии. Раскрываются возможности исследования самоотношения путем персонологического синтеза культурно-исторических, онтологических и психологических положений о самоотношении, получивших развитие в работах М. Фуко, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейна. Представлены оригинальные теоретические, интерпретационные и рефлексивно-феноменологические модели развития отношения к себе в современных условиях, основанные на ...
Добавлено: 10 октября 2012 г.
Семенов И. Н., Культурно-историческая психология 2014 Т. 10 № 2 С. 27-39
Цель исследования – теоретический анализ многогранной научно-педагогической деятельности одного из крупнейших российских психологов академика РАО В.П.Зинченко. Методология исследования определяется взаимодействием таких применяемых в современном науковедении видов системного анализа научной деятельности, как: социокультурный, биографический, историографический, предметно-тематический, концептуально-метеодологический. В результате на фоне науковедческого анализа истории отечественной психологии характеризуется научно-исследовательская, научно-организационная и научно-преподавательская деятельность В.П.Зинченко на основных этапах ...
Добавлено: 20 декабря 2014 г.
Тульчинский Г. Л., В кн. : Кто сегодня делает философию в России. Т. 2.: М. : Аграф, 2011. С. 491-515.
Статья о становлении философа на личном примере. Описание контекста формирования интересов, разработанных концептов, полученных результатов. ...
Добавлено: 5 октября 2012 г.
Семенов И. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2012 Т. 9 № 3 С. 37-57
Факультет психологии НИУ ВШЭ – как один из основных центров российской психологической науки – проводит множество фундаментальных и прикладных исследований различной проблематики. Одним из бурно развивающихся на факультете направлений современной науки является изучение рядом его профессоров такого переднего края человекознания, как психология рефлексия. В статье на фоне панорамы современной философско-психологической мысли характеризуются научные школы факультета ...
Добавлено: 19 марта 2014 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 4 С. 13-25
Работа посвящена проблеме синтеза теорий и методов изучения отношения личности к себе, созданных в контексте различных философских, психологических и гуманитарных наук. Ставится задача развития «персонологии отношения к себе», основанной на этом синтезе. Представлена персонологическая модель самоотношения, эксплицированная из текстов М. Фуко и соединившая транскультурные идеи об индивидуальном отношении к себе. Данные идеи рассматриваются как культурный ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Тульчинский Г. Л., В кн. : Прикладная этика как фронестика морального выбора. Ведомости прикладной этики. Вып. 40. Вып. 40.: Тюмень : Научно-исследовательский институт прикладной этики, 2012. С. 69-83.
Моральный выбор – факт и результат самого факта существования, поскольку человек всегда занимает определенную позицию в этом мире и несет за это ответственность – вне зависимости от свободы выбора. ...
Добавлено: 9 сентября 2012 г.
Тульчинский Г. Л., В кн. : Практики признания истины. : СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. С. 214-248.
Трактовка истины исключительно в контексте теории познания, эпистемологии – не достаточна. Она ограничена в главном: в абстрагировании от того, что является источником, средством и результатом осмысления и освоения реальности, т.е. от личности. Поэтому анализ должен в той или иной степени опираться на представления о личности, быть персонологичным. ...
Добавлено: 15 февраля 2013 г.
Петровский В. А., Старовойтенко Е. Б., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2015 Т. 12 № 2 С. 30-69
В статье дан развернутый ответ на критические суждения А.Б. Орлова и Н.А. Орловой, высказанные ими в статье «Наука человека: Человекоцентрированный подход к общей персонологии» (см. с. 7–29 настоящего выпуска журнала) по поводу ранее опубликованной в том же журнале статьи В.А. Петровского и Е.Б. Старовойтенко «Наука личности: четыре проекта общей персонологии» (Петровский, Старовойтенко, 2012). Авторы четырех проектов ...
Добавлено: 28 сентября 2015 г.
Семенов И. Н., Павлов И. И., Акмеология 2017 № 4(64) С. 7-18
В статье представлен науковедческий и методологический анализ жизнедеятельности и психолого-педагогических идей крупного учёного-гуманитария Серебряного века российской культуры Константина Николаевича Вентцеля. С позиций рефлексивной акмеологии и персонологии творчества охарактеризованы разработанные Вентцелем философско-педагогическая теория свобод- ного воспитания и образовательная практика свободной школы. Подробно рассмотрены философские основы концепции творческой личности, прослежен её генезис в рамках философских и психологических ...
Добавлено: 12 сентября 2017 г.
Семенов И. Н., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2015 № 3 С. 22-39
В первой части статьи анализируются историко-научные, этимологические и методологические проблемы психолого-персонологического изучения рефлексивности самовосприятия и самонаблюдения (интроспекции) человеком собственного Я как целостной индивидуальности и социальной личности. Рассматривается оппозиция внешней, социально-предметной детерминации психической деятельности человека и его внутренней, рефлексивно-смысловой жизни, источником которой является самодеятельное индивидуальное Я. С этих позиций эксплицируется логика развития психологии восприятия: от изучения ...
Добавлено: 30 сентября 2015 г.