?
Парадигма жизни в персонологии
Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 1. С. 3-18.
Статья посвящена обоснованию перспектив персонологии как нового интегрального направления в психологическом изучении личности. Приводится методологическая модель персонологии в парадигме «жизни», систематизирующая философско-психологические идеи о личности как активном начале собственной жизни, о закономерностях протекания индивидуальной жизни, ее внутренней архитектонике и личностных условиях ее воссоздания и обновления. Личность рассматривается в категориях миров и способов индивидуальной жизни, пространства и времени жизни, событий жизни и жизненных отношений, моментов причастности и личностного развития жизни. Подчеркивается ценность парадигмы «жизни» для становления современной теории, феноменологии и самопознания личности.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2011 № 3 С. 62-75
Автор статьи ставит проблему культурного времени личности и предлагает подходы к ее решению в контексте персонологии. Различаются «культурное время персонологии» и «культурное время жизни личности». В качестве единиц их измерения определяются события «открытий личности» в истории культуры и события создания, понимания и интерпретации личностью текстов в процессе жизни. Приводятся модели и факты личности, образующие разнообразную ...
Добавлено: 10 октября 2012 г.
Старовойтенко Е. Б., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2011 Т. 8 № 4 С. 3-28
Статья посвящена обоснованию перспектив разработки проблемы «отношения личности к себе» в контексте персонологии. Раскрываются возможности исследования самоотношения путем персонологического синтеза культурно-исторических, онтологических и психологических положений о самоотношении, получивших развитие в работах М. Фуко, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейна. Представлены оригинальные теоретические, интерпретационные и рефлексивно-феноменологические модели развития отношения к себе в современных условиях, основанные на ...
Добавлено: 10 октября 2012 г.
Старовойтенко Е. Б., М. : Академический проект, 2015
Книга профессора Старовойтенко Е.Б. обобщает многолетний труд автора по реализации инновационного научно-образовательного проекта, посвященного разработке персонологии как «науке синтеза». Обосновывается перспективный формат психологии личности, состоящий в единстве герменевтики «текстов культуры», фундаментальной теории, консультативно-психотерапевтической практики и моделей индивидуального самопознания. Опираясь на традиции построения персонологии в мировой науке, автор подчеркивает важность развития таких ее направлений, как ...
Добавлено: 19 марта 2015 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 4 С. 13-25
Работа посвящена проблеме синтеза теорий и методов изучения отношения личности к себе, созданных в контексте различных философских, психологических и гуманитарных наук. Ставится задача развития «персонологии отношения к себе», основанной на этом синтезе. Представлена персонологическая модель самоотношения, эксплицированная из текстов М. Фуко и соединившая транскультурные идеи об индивидуальном отношении к себе. Данные идеи рассматриваются как культурный ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Исаева А. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 Т. 76 № 4 С. 204-213
В статье намечены пути и способы получения и интеграции персонологического знания об оппозициях как феномене индивидуальной жизни и ее познания. В качестве источников герменевтического поиска выступают мифология, литература, философия, теоретическая и экспериментальная психология. Феномен оппозиций раскрывается как бытийная и культурная универсалия: предметная, лингвистическая, семантическая, психическая. Описаны аспекты отношений личности к оппозициям, принадлежащим различным «средам» жизни ...
Добавлено: 15 ноября 2013 г.
Семенов И. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2012 № 3 С. 37-57
В статье на фоне панорамы современной философско-психологической мысли характеризуются научные школы факультета психологии ВШЭ и анализируются концепции рефлексии ряда его профессоров, а также обозначены формы межкафедрального (кафедр общей и психологии личности), межуниверситетского (НИУ ВШЭ и МГУ), межинституционального (ВШЭ и ИП РАН, ИФ РАН) и международного сотрудничества (c учеными Австрии, Латвии, Украины) в изучении рефлексии. ...
Добавлено: 26 ноября 2012 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2012 Т. 71 № 3 С. 59-71
В статье обосновывается подход к развитию персонологии как интегральной науки о личности, имеющей богатый историко-культурный контекст, а также предполагающей синтез различных теорий личности, единство фундаментальных и практико-ориентированных исследований личности, строгую систему парадигм, акценты не только на познаваемую личность, но и личность исследователя, консультанта, психотерапевта. С целью разработки теоретико-методологической парадигмы культуры, предлагается «метод персонологической интеграции культурного ...
Добавлено: 6 декабря 2012 г.
Старовойтенко Е. Б., Исаева А. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 2 С. 230-241
В статье обосновывается влияние противоречий на различные сферы жизни личности: реализацию ее жизненных отношений, мыслительную жизнь, самопознание и событийное наполнение жизни. Делается заключение, что в динамике жизни противоречия определяют изменение личностных значимостей, развитие знания о значимых объектах, формирование новых Я-позиций по отношению к жизни, поиск и расширение жизненных границ. ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2011 № 1 С. 55-69
Статья посвящена разработке моделей развития самоотношения личности на основе реконструкции и синтеза идей онтологических концепций С.Л. Рубинштейна, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили. Обосновывается, что при персонологическом преломления онтологии раскрывается мощный источник формирования и саморазвития отношения к себе. Это творческий диалог личности с «другими» и с собой, осуществляемый в единстве действенно-поступковой, рефлексивной и феноменологической практики. ...
Добавлено: 10 октября 2012 г.
Исаева А. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 Т. 80 № 4 С. 84-97
Статья посвящена книге как возможности герменевтики «личности». Предметом герменевтического поиска становится отношение личности к оппозициям жизни. Изучение этого отношения осуществляется на стыке парадигмы жизни и отношений личности и культурной парадигмы персонологии (Старовойтенко Е.Б.). В статье предлагаются опыты герменевтики отношения личности к оппозициям жизни на материалах книг психологии (С.Л. Рубинштейн, Е.Б. Старовойтенко), классической русской (Ф.М. Достоевский) ...
Добавлено: 31 января 2015 г.
Уколова Е. М., Шумский В. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2011 № 4 С. 100-112
В статье обосновывается понимание совести как внутренней точки опоры при соотнесении с самим собой в процессе самодетерминации человека. На основании историко-культурного анализа и представлений современной экзистенциальной психологии показано, что могут быть выделены не только ретроспективно-укоряющая и проспективно-предостерегающая функции совести, но и функция, состоящая в участии совести в формировании стратегии конкретных поступков. Понимание голоса совести как ...
Добавлено: 8 декабря 2012 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2007 Т. 52 № 4 С. 209-219
Перспективной стратегией развития отечественной персонологии выступает разработка культурно-психологического подхода к личности. Одной из его версий является научное направление, названное нами культурная психология личности. В контексте данного направления подчеркивается значение тех культур, где идеи «личности» и «индивидуальности» исторически приобрели высочайшую ценность, воплощаясь в способах жизни людей, в философии, искусстве, литературе, гуманитарных науках и психологических теориях личности. ...
Добавлено: 6 декабря 2012 г.
Шумский В. Б., Вестник Университета (Государственный университет управления) 2012 № 15 С. 310-315
На основании рассмотрения культурно-исторического и экзистенциального подходов к пониманию субъектности человека и человеческого Я вводится понятие «экзистенциальной персонологии» как направления психологии личности, предметом которого является изучение генеза и динамики способности человека проживать экзистенцию – измерение человеческого Я, выходящее за пределы социокультурной детерминации. Формулируются основные проблемы и задачи экзистенциальной персонологии. ...
Добавлено: 10 января 2013 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2015 Т. 82 № 2 С. 130-145
В данной статье представлен авторский опыт интеграции идей психологии памяти в область психологии личности и в психологическую теорию жизни. Способом интеграции стала разработка теоретической модели активной памяти личности. Приводятся результаты моделирования, акцентирующие значение памяти в жизни личности, место памяти в психическом строе личности, фазовый характер процесса памяти личности, средства и качества мнемических явлений, а также ...
Добавлено: 28 сентября 2015 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2009 Т. 57 № 1 С. 260-271
Статья посвящена исследованию мыслительных установок личности, способной к культурным новациям. Рассматриваются установки на познание, понимание, интерпретацию, диалог, рефлексию, остроумие, творчество. Обосновывается, что в своем гармоничном развитии, взаимовлиянии и интегрирующей роли установки на творчество придают личности творческое качество и статус неординарного мыслителя. Подчеркивается, что система зрелых мыслительных установок позволяет личности раскрывать потенциал культуры и индивидуально определять ...
Добавлено: 6 декабря 2012 г.
Шумский В. Б., Вопросы гуманитарных наук 2005 № 5 С. 385-398
Понятие «личность» является ключевым для теории и практики психологического консультирования и психотерапии. Работа психолога, направленная на решение «личностных проблем», на «личностное развитие», очевидно, связана с тем, что именно имеется в виду под личностью. Эти представления имплицитно и эксплицитно определяют как форму взаимоотношений психолога с клиентом, так и содержание работы с ним. Настоящая статья является попыткой ...
Добавлено: 8 декабря 2012 г.
Семенов И. Н., Павлов И. И., Акмеология 2017 № 4(64) С. 7-18
В статье представлен науковедческий и методологический анализ жизнедеятельности и психолого-педагогических идей крупного учёного-гуманитария Серебряного века российской культуры Константина Николаевича Вентцеля. С позиций рефлексивной акмеологии и персонологии творчества охарактеризованы разработанные Вентцелем философско-педагогическая теория свобод- ного воспитания и образовательная практика свободной школы. Подробно рассмотрены философские основы концепции творческой личности, прослежен её генезис в рамках философских и психологических ...
Добавлено: 12 сентября 2017 г.
Зинченко В. П., Человек 2011 № 4 С. 5-20
Анализируются многозначные термины субъект, индивид, личность и образуемые из них синкреты, например, субъектность личности и т.п. Реконструируется трактовка этих терминов Г.Г. Шпетом, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, А.Н. Леонтьевым и др. Утверждается, что главным предметом психологического исследования является индивидуальность. В онтологическом плане от нее возможны два пути: вниз - к субъекту, - функции или к коллекции ...
Добавлено: 15 декабря 2012 г.
Методологические основы разработки концепции и развитие персоналистических идей в работах В. Франкла
Уколова Е. М., Шумский В. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 4 С. 178-189
Статья посвящена реконструкции представлений В. Франкла о личности как основе индивидуализации и самоформирования человека и его жизни. Раскрываются методологические основы концепции В. Франкла - понимание личности в философской антропологии М. Шелера, обсуждаются психологические категории, посредством которых описывается процесс актуализации личностного начала человека, а также рассматривается значение взглядов В. Франкла для психологии личности. ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Петровский В. А., Старовойтенко Е. Б., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2015 Т. 12 № 2 С. 30-69
В статье дан развернутый ответ на критические суждения А.Б. Орлова и Н.А. Орловой, высказанные ими в статье «Наука человека: Человекоцентрированный подход к общей персонологии» (см. с. 7–29 настоящего выпуска журнала) по поводу ранее опубликованной в том же журнале статьи В.А. Петровского и Е.Б. Старовойтенко «Наука личности: четыре проекта общей персонологии» (Петровский, Старовойтенко, 2012). Авторы четырех проектов ...
Добавлено: 28 сентября 2015 г.
Kiev : КиМУ, 2014
В сборнике Киевского междунардного университета и Института социальной и политической психологии НАПН Украины представлены результаты теоретико-методологических и экспериментальных исследований в разных областях психологической науки и практики. Авторами сборника являются ученые, преподаватели, докторанты, аспиранты, магистранты, практики. ...
Добавлено: 23 августа 2014 г.
Старовойтенко Е. Б., М. : Академический проект, 2004
В данном учебном пособии предлагается подход, позволяющий увидеть современную психологию личности в ракурсе ее общественной ценности, в единстве различных направлений, в связи с гуманитарными и социальными науками, в перспективе развития акмеологического личностного типа профессионалов, а также в плане совершенствования подготовки специалистов в области психологической теории и психологического консультирования личности.
Целостность и многоуровневая проработка концепции, представленной в ...
Добавлено: 15 января 2013 г.
Старовойтенко Е. Б., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2019 Т. 16 № 3 С. 434-456
Исследование, представленное в данной статье, основывается на определении науки в качестве области культуры, предложенном Т. Куном. С этих позиций психология личности, общая персонология выступают открытым миром культурных феноменов, представляющих собой хорошо работающие идеи и теории, модели и научные факты, методы и практики, интерпретации и коммуникации. Потенциал и генез данных феноменов может раскрываться «культурной феноменологией личности». ...
Добавлено: 23 октября 2019 г.
Семенов И. Н., Культурно-историческая психология 2014 Т. 10 № 2 С. 27-39
Цель исследования – теоретический анализ многогранной научно-педагогической деятельности одного из крупнейших российских психологов академика РАО В.П.Зинченко. Методология исследования определяется взаимодействием таких применяемых в современном науковедении видов системного анализа научной деятельности, как: социокультурный, биографический, историографический, предметно-тематический, концептуально-метеодологический. В результате на фоне науковедческого анализа истории отечественной психологии характеризуется научно-исследовательская, научно-организационная и научно-преподавательская деятельность В.П.Зинченко на основных этапах ...
Добавлено: 20 декабря 2014 г.