?
Рефлексия персонологии жизнетворчества В.П. Зинченко и его культурно-деятельностной психологии, эргономики и педагогики
Цель исследования – теоретический анализ многогранной научно-педагогической деятельности одного из крупнейших российских психологов академика РАО В.П.Зинченко. Методология исследования определяется взаимодействием таких применяемых в современном науковедении видов системного анализа научной деятельности, как: социокультурный, биографический, историографический, предметно-тематический, концептуально-метеодологический. В результате на фоне науковедческого анализа истории отечественной психологии характеризуется научно-исследовательская, научно-организационная и научно-преподавательская деятельность В.П.Зинченко на основных этапах его жизнедеятельности. При этом показана роль его междисциплинарной коммуникации с широким кругом крупных ученых в области смежных с психологией гуманитарных, естественных и технических наук. Эксплицирована логика разработки В.П.Зинченко теоретических проблем общей и прикладной психологии: от изучения когнитивного развития и взаимодействия познавательной и исполнительной деятельности через построение инженерно-психологических требований к технике до концептуально-психологического анализа роли интуиции, рефлексии и сознания в творческих актах научной и художественной деятельности. Фундаментальное развитие В.П.Зинченко достижений российского человекознания (философско-психологической концепции Г.Г.Шпета, культурно-исторического подхода Л.С.Выготского, общепсихологической теории деятельности А.Н.Леонтьева и физиологии активности Н.А.Бернштейна) позволило ему разработать конструктивные принципы организации исполнительной и познавательной деятельности в контексте таких сфер социальной практики, как эргономика и педагогика. Это привело к созданию В.П.Зинченко научной инженерно-психологической школы и к энциклопедической интеграции результатов своих исследований в целостную философско-психологическую систему человекознания.