?
Организационная среда XXI века
М. :
МЭСИ, 2012.
Научный редактор: Тихомирова Н.
Составитель: Тихомирова Н.
В сборнике представлены статьи, обобщающие результаты междисциплинарного изучения актуальных проблем организации и развития организационной среды в условиях современного российского общества.
Семенов И. Н., Елисеенко А. С., В кн. : Организационная среда XXI века. : М. : МЭСИ, 2012. С. 95-100.
В данной статье анализируются методологические проблемы междисциплинарного изучения взаимодействия социокультурных, экономических, психологических, педагогических аспектов человеческого капитала и перспектив их развития в инновационном образовании в современных условиях российского общества. ...
Добавлено: 28 ноября 2012 г.
Семенов И. Н., В кн. : Организационная среда XXI века. : М. : МЭСИ, 2012. С. 131-137.
Добавлено: 26 марта 2013 г.
Язык:
русский
М. : Аналитика Родис, 2011
Международная коллективная монография посвящена актуальным проблемам инновационного поликультурного образования и его рефлексивно-психологического обеспечения на основе методологии проектно-исследовательского подхода к изучению и развитию возрастных особенностей мышления, рефлексии и личности учащихся. На базе взаимодействия новых областей человекознания (рефлексивно-гуманитарной психологии, рефлексивно-интегративной акмеологии, рефлексивно-деятельностной педагогики) в разделах книги анализируются социокультурные, историко-научные, теоретико-методологические, концептуально-методические, учебно-воспитательные, ресурсно-управленческие, организационно-практические аспекты развития инновационного ...
Добавлено: 29 ноября 2012 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 2 С. 37-51
В работе впервые ставится проблема изучения и развития творчества с позиций рефлексивной психологии, акмеологии, педагогики в контексте анализа человеческого капитала и в условиях глобализации современного общества. Статья актуальна как в практическом плане востребованности креативной личности в условиях экономического кризиса, так и в фундаментальном отношении, ибо по-новому в междисциплинарном ключе трактует творчество, акцентируя рефлексивно-творческий потенциал как ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Семенов И. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2012 № 3 С. 37-57
В статье на фоне панорамы современной философско-психологической мысли характеризуются научные школы факультета психологии ВШЭ и анализируются концепции рефлексии ряда его профессоров, а также обозначены формы межкафедрального (кафедр общей и психологии личности), межуниверситетского (НИУ ВШЭ и МГУ), межинституционального (ВШЭ и ИП РАН, ИФ РАН) и международного сотрудничества (c учеными Австрии, Латвии, Украины) в изучении рефлексии. ...
Добавлено: 26 ноября 2012 г.
Семенов И. Н., Елисеенко А. С., В кн. : Организационная среда XXI века. : М. : МЭСИ, 2012. С. 95-100.
В данной статье анализируются методологические проблемы междисциплинарного изучения взаимодействия социокультурных, экономических, психологических, педагогических аспектов человеческого капитала и перспектив их развития в инновационном образовании в современных условиях российского общества. ...
Добавлено: 28 ноября 2012 г.
Семенов И. Н., Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир 2017 Т. 1 № 1 С. 121-150
В статье представлены историко-методологические основания, обобщена теоретическая база и охарактеризованы результаты эспериментальных и прикладных исследований продуктивного мышления и креативной личности с позиций бурно развивающейся на рубеже ХХ – ХХI вв. рефлексивной психологии творчества. Показана конструктивность ее взаимодействия с рефлексивной акмеологией, персонологией и педагогикой в изучении и развитии рефлексивно-творческого потенциала индивидуальности человека в современных социокультурных условиях. ...
Добавлено: 7 июня 2017 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 1 С. 131-148
В статье дан историко-научный анализ развития классической и современной психологии восприятия. На этом фоне анализируются методологические проблемы психологического исследования самовосприятия индивидуальности с позиций инновационной рефлексивно-гуманитарной психологии. Рефлексивно-психологическая специфика самовсприятия характеризиется результатами эмпирического исследования самосвсприятия на матеориале анализа психологии творчества – художественного (М.М.Зощенко), научного (Н.Я.Пэрна), а также предлагаются рефлетехнологии рефлексивной активизации целеобразования студентов для развития их ...
Добавлено: 23 июня 2013 г.
Семенов И. Н., Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова 2014 № 4
В статье анализируется творческий путь и научная, педагогическая, организационная и государственная деятельность одного из крупнейших современных российских психологов и педагогов В.Д.Шадрикова. На фоне анализа развития отечественной психологии второй половины ХХ в. и начала ХХI вв. характеризуется вклад научных трудов В.Д,Шадрикова в общую, педагогическую и психологию труда, а также в организационно-методическое обеспечение оптимизации и реформирование системы ...
Добавлено: 20 декабря 2014 г.
Семенов И. Н., Павлов И. И., Акмеология 2017 № 4(64) С. 7-18
В статье представлен науковедческий и методологический анализ жизнедеятельности и психолого-педагогических идей крупного учёного-гуманитария Серебряного века российской культуры Константина Николаевича Вентцеля. С позиций рефлексивной акмеологии и персонологии творчества охарактеризованы разработанные Вентцелем философско-педагогическая теория свобод- ного воспитания и образовательная практика свободной школы. Подробно рассмотрены философские основы концепции творческой личности, прослежен её генезис в рамках философских и психологических ...
Добавлено: 12 сентября 2017 г.
Семенов И. Н., В кн. : Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. : М. : Аналитика Родис, 2011. С. 30-36.
В данном базовом разделе международной коллективной монографии анализируются методологические проблемы и характеризуются теоретические основы рефлексивно-психологического исследования и рефлексивно-педагогического проектирования развития инновационного поликультурного образования в современных социоэкономических условиях с позиций научной школы рефлексивной психологии и педагогики творчества. ...
Добавлено: 11 марта 2013 г.
Семенов И. Н., В кн. : Современные исследования интеллекта и творчества. : М. : Институт психологии РАН, 2015. С. 375-409.
Представлен историко-наковедческий и рефлексивно-перснологический анализ развития жизнедеятельности Я.А.Пономарева и М.Г.Ярошевского, а также их взаимодействия в процессе изучения психологии творчества в Институте истории естествознания АН СССР на рубеже 1960-1970-х гг. Дана сравнительная характеристика индивидуальной судьбы обоих основателей крупнейших научных школ психологии творчества в процессе жизнедеятельности в ХХ в. Охарактеризована научная деятельность созданной Я.А.Пономаревым (в Институте психологии ...
Добавлено: 1 ноября 2015 г.
Семенов И. Н., Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования 2017 Т. 6 № 5А С. 24-48
В статье выделяются ключевые вехи жизнетворчества крупного российского методолога и психолога Н.Г. Алексеева и линии взаимодействия с последователями, характеризуются направления развития научных трудов его и учеников. На рубеже ХХ- ХХI вв., помимо традиционного внутри- и междисциплинарного развития науки, в ней возникают инновационные трансдисциплинарные области знания. Одной из них является комплексная полифункциональная рефлексивно-деятельностная педагогическая психология. Она ...
Добавлено: 25 декабря 2017 г.
М. : Институт психологии РАН, 2015
В сборнике обсуждаются теоретические, историко-научные, методологические, экспериментальные и прикладные проблемы взаимодействия исследовательской и практической психологии в процессе развития человекознания. ...
Добавлено: 13 января 2016 г.
Философско-антропологическая проблематика рефлексивной психологии смысла в российском человекознании
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2017 № 2 С. 280-297
В статье эксплицируется логика развития философскоантропологической проблематики рефлексивной психологии смысла в российском человекознании от эпохи Серебряного века русской культуры до ее современного периода. Впервые анализируются философскоэтимоло гические предпосылки изучения смысла в психологической науке и характеризуются достиже ния его рефлексивнопсихологических исследований в творчестве ряда российских философов (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев) и ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
Борискина А. А., Семенов И. Н., М. : Университет РАО, 2011
Монография посвящена психолого-педагогическому исследованию актуальной проблеме современного российского образования, которая заключается в необходимости соотнести национальный и наднациональный компоненты в поликультурной образовательной среде образовательного учреждения московского мегаполиса и их влияние на нравственную позицию подростков. Книга полезна администраторам детских образовательных учреждений, педагогам, психологам, студентам и аспирантам педагогических и психологических вузов. ...
Добавлено: 30 января 2013 г.
Семенов И. Н., В кн. : Психология общения и доверия: методология, теория, практика. Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ, Москва, 6-7 ноября 2014. : М. : Университет РАО, 2014. С. 348-350.
Добавлено: 20 декабря 2014 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 4 С. 81-97
Проблематика образовательной среды впервые комплексно анализируется с междисциплинарных позиций взаимодействия рефлексивной психологии, рефлексивной педагогики, рефлеакмеологии в методологическом, историко научном, теоретическом, методическом, организационном и практическом аспектах. Методологически вводится понятие «рефлексивно-развивающая образовательная среда», которое составляет - с системой других рефлексивно научных понятий - теоретическую основу разработки рефлетехнологий изучения и активизации интеллектуально-творческого и личностно-профессионального развития учащихся и педагогов ...
Добавлено: 19 марта 2014 г.
Семенов И. Н., В кн. : Психология одаренности и творчества. Монография. : М., СПб. : Издательство Нестор-История, 2017. С. 74-86.
В разделе дана панорама рефлексивной психологии творчества и анализируются ключевые направления ее развития. Эта инновационная область современного человекознания характеризуется во взаимодействии с акмеологией, персонологией, педагогикой, в т.ч. при рефлексивно-психологическом изучении продуктивного мышления и креативной личности, а также при рефлексивно-педагогическом формировании творчества и человеческого капитала как психологических ресурсов генерирования инноваций в культуре и обществе. ...
Добавлено: 30 ноября 2017 г.
Семенов И. Н., Психология в ВУЗе 2012 № 3 С. 82-86
В статье предлагается использовать разработанный автором (на базе научной школы рефлексивно-гуманитарной психологии и педагогики творчества) проектно-исследовательский подход к изучению и развитию личностно-профессиональных особенностей учащихся и педагогов как активных субъектов образовательного процесса на его различных ступенях. ...
Добавлено: 26 ноября 2012 г.
Семенов И. Н., В кн. : ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах. Т. 1.: М. : Когито-центр, 2015. С. 171-175.
В работе проанализированы жизненный путь и научно-организационная деятельность крупного российского ученого-гуманитария М.Г.Ярошевского. Предложена периодизация его жизнедеятельности и охарактеризованы достижения в развитии истории, методологии и теории психологии, а также в создании науковедения общей психологии научного творчества и социальной психологии науки. ...
Добавлено: 13 ноября 2015 г.
Семенов И. Н., М. : Некоммерческий Научный Фонд «Институт развития им. Г.П.Щедровицкого», 2014
В книге профессора НИУ ВШЭ, Лауреата премии Президента РФ в области образования, академика АПСН, доктора психологических наук И.Н.Семенова впервые монографически изучаются проблемы развития российской психологии мышления и рефлексии в контексте взаимодействия этой инновацонной области человекознания с системодеятельностной методологией, разработанной под руководством Г.П.Щедровицкого участниками Московского методологического кружка (ММК). Идеи, принципы и технологии ММК служат методологическими средствами ...
Добавлено: 24 марта 2015 г.
Семенов И. Н., В кн. : Современные исследования интеллекта и творчества. : М. : Институт психологии РАН, 2015. С. 335-374.
Представлен историко-научный анализ развития проблематики связи и дифференциации восприятия и рефлексии в процессе психологического познания психики в европейской философии и психологии. Поставлена проблема взаимодействия восприятия объекта и самовосприятия субъекта в сознании человека и методологически обосновано ее онтологическое решение в целях разработки исследовательской программы теоретико-экспериментального изучения психологии индивидуальности. ...
Добавлено: 1 ноября 2015 г.
Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2013
В сборнике материалов нашли отражение доклады, прозвучавшие в рамках седьмой всероссойской весенней молодежной научной конференции, состоявшейся по теме "Социальные науки и практики в XXI веке: из опыта молодежных исследований (человеческий капитал, инновации и развитие)" на базе факультета социальных технологий ПГТУ 18 апреля 2013 года. В конференции приняли участие студенты, аспиранты, преподаватели из Йошкар-Олы, Н. Новгорода, ...
Добавлено: 13 марта 2014 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2009 Т. 57 № 1 С. 260-271
Статья посвящена исследованию мыслительных установок личности, способной к культурным новациям. Рассматриваются установки на познание, понимание, интерпретацию, диалог, рефлексию, остроумие, творчество. Обосновывается, что в своем гармоничном развитии, взаимовлиянии и интегрирующей роли установки на творчество придают личности творческое качество и статус неординарного мыслителя. Подчеркивается, что система зрелых мыслительных установок позволяет личности раскрывать потенциал культуры и индивидуально определять ...
Добавлено: 6 декабря 2012 г.
Семенов И. Н., Практична психологiя та соцiальна робота 2012 № 1 С. 53-58
В статье анализируется развитие профессиональной деятельности российско-украинского ученого В.П.Зинченко в области философии, психологии, педагогики. Дифференцируются и квалифицируются этапы развития его жизнедеятельности, а также характеризуется инновационный вклад в современную психологию сознания, рефлексии и творчества ...
Добавлено: 28 ноября 2012 г.