?
Сценарии воздействия экономического кризиса на систему образования в России: К Х Международной научной конференции ГУ ВШЭ по проблемам развития экономики и общества, Москва, 7—9 апреля 2009 г.
В настоящем докладе сделана попытка найти ответы на следующие вопросы: Какие изменения будут происходить в человеческих и монетарных ресурсах и потоках системы образования под влиянием кризиса? Как эти изменения отразятся на доступности образования для разных групп населения? Как эти изменения отразятся на качестве (конкурентоспособности) российского образования? Как повлияют эти факторы на человеческий капитал России в среднесрочной перспективе? Какова вероятность замораживания модернизационной политики в образовании и каковы будут последствия таких шагов? Что можно сделать, чтобы снизить риски и создать стимулы для развития образования даже в условиях кризиса? Помимо конкретных ответов на эти вопросы важной задачей данного доклада нам кажется определение той рамки (совокупности факторов и признаков), которая позволит отслеживать влияние кризиса на систему образования. Доклад имеет следующую структуру. В первой части обсуждаются наиболее вероятные сценарии кризиса и предлагается список основных факторов, которые, по нашему мнению, окажут наиболее сильное влияние на развитие российской системы образования. Во второй части доклада проводится анализ влияния кризисных факторов отдельно для каждого уровня образовательной системы и предлагаются варианты политики для снижения рисков.