?
С. Н. Булгаков: антиномии исторического прогресса и общественного идеала
Исторический прогресс определяется по своему соответствию идеальным представлениям о целях общественного развития. В то же время, общественные идеалы формируются под влиянием результатов прогресса. С. Н. Булгаков видел методологическую основу дискурса о соотношении идеала и прогресса в антиномизме. Антиномии, считал Булгаков, выражают сущность бытия и пронизывают философское мышление, которое само принадлежит бытию, разделяя его трагизм. Антиномичен общественный идеал христианства, сочетающий в себе хилиазм и эсхатологию как мировоззренческие ориентиры. Хилиазм направляет социальную активность к историческому целеполаганию, которое является проекцией религиозного откровения в «полноте, доступной истории». Эсхатологизм выводит человечество за пределы истории в иную онтологическую перспективу. В христианстве они неотделимы друг от друга и образуют трагедийно-антиномический «каркас» культуры.
Применима ли методология антиномизма к анализу социального прогресса и общественного идеала вне рамок христианского вероучения – вопрос, который может стать одним из центральных в современной философии истории.