• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 24 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Катречко С. Л. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014.

В статье, опираясь на диалог Платона «Парменид», приводятся аргументы в пользу того, что Платон не является платоником, поскольку он отвергает автономное существование «мира идей». Вместе с тем он утверждает, что идеи необходимы для нашего познания вещей. Поэтому надо не отвергать наличие идей, а уточнить их эпистемический и онтологический статус. В эпистемическом отношении, концепция познания Платона созвучна с кантовским априоризмом (трансцендентализмом). В онтологическом отношении, платоновские идеи представляют собой не особые идеальные (умопостигаемые) предметы, а свойства [вещей], а, соответственно, постулируемая Платоном «причастность» вещей к идеям означает наличие у вещей того или иного набора свойств, совокупность которых и (пред)определяет вещь. Тем самым в концепции Платона свойства — первичны, а вещи — вторичны, а его теория идей задает, в отличие от вещной (субстанциональной) онтологии (Демокрит, Аристотель), альтернативную предикатную онтологию (свойств).

Добавлено: 3 декабря 2014
Статья
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2020. Т. 21. № 2. С. 31-55.

Предлагаемый вниманию читателя текст представляет собой предисловие немецкого филолога Германа Дильса к его изданию фрагментов Парменида (Diels, Hermann. Parmenides: Lehrgedicht. Mit einem Anhang über Griechische Thüren und Schlösser. Berlin, 1897. S. 3–27). Первая часть предисловия посвящена, строго говоря, одному тезису: Парменид — плохой поэт, и издатель фрагментов не должен, путем различных филологических ухищрений, добиваться от текста поэтического совершенства. Показав, что замысел проэмия возник на чуждой Пармениду почве, Дильс переходит во второй части к поиску литературных прецедентов поэмы в предшествующей традиции. В частности, он указывает на возможную связь с так называемым «шаманским» эпосом. Наконец, в кратком заключении объясняется отказ «нормализовать» текст фрагментов в соответствии с гомеровским диалектом.

Добавлено: 7 июля 2020
Статья
Левин С. М. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2016. Т. 17. № 3. С. 127-134.

В статье утверждается, что мыслительный эксперимент «Жуки в коробке» Людвига Витгеншейна доказывает концептуальную противоречивость мыслительного эксперимента «Философский зомби» Дэвида Чалмерса. В первом эксперименте демонстрируется абсурдность положения о приватной природе сознания. Положения, согласно которому ментальные состояния непосредственно доступны лишь находящемуся в них субъекту. Второй мыслительный эксперимент в качестве своей предпосылки использует положение о приватной природе сознания и предполагает вообразить мир, в котором у физических и функциональных двойников людей отсутствуют какие бы то ни было ощущения. Получается, что в качестве предпосылки Чалмерс использует положение, абсурдные следствия из которого были продемонстрированы Витгенштейном. В конце статьи анализируются эпистемологические аспекты мира зомби, и обсуждается возможное возражение относительно предложенной линии аргументации.

Добавлено: 23 декабря 2016
Статья
Заиченко Н. А. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Т. 12. № 4. С. 293-300.

Автором представлены суждения на тему феномена "школы" с позиций "гуманитарного" подхода. Как выглядит феномен "школа" с точки зрения институциональной экономики, педагогики, социологии, менеджмента, права? Каковы возможности универсального подхода для интерпретации феномена "школа" на языке этих наук? В каком случае можно говорить о школе, как организации, а в каком - как об институте? Называя школу "институтом", мы предполагаем, что речь идет об определенном укладе, построении жизни организации, где фактор доверия друг к другу членов сообщества позволяет им решать проблемы наиболее оптимальным способом.

Добавлено: 15 апреля 2014
Статья
Судаков А. К. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Т. 11. № 2 .
Добавлено: 29 июня 2010
Статья
Климов А. В. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. № 2. С. 312-322.

Константин Николаевич Посьет (1819-1899) был членом посольства во главе с графом Е.В.Путятином в Японию и принимал активное участие в переговорах и подписании Симодского трактата. На борту фрегата "Паллада" он побывал на Сахалине, когда было принято решение снять Муравьевский пост майора Буссе.

                   Записные книжки Посьета хранятся в Российском государственном архиве военно-морского флота (РГА ВМФ) в Санкт-Петербурге. Ранее они не использовались для описания Сахалина, поскольку не предназначались для публикации. Автор вел их исключительно для себя, поэтому записи не проходили редакции или внутренней цензуры. И именно поэтому они представляют большой интерес для исследователей российско-японских отношений в середине XIX в. В книжке описывается ситуация на Сахалине, этнографические наблюдения, касающиеся айнов, коренного народа острова, отношения между русскими, айнами и японцами. Наблюдения К.Н. Посьета пусть и краткие, но очень точные и объективные, данные им во время непродолжительного пребывания на острове Сахалин, могут дать дополнительную объективную информацию.

Добавлено: 22 февраля 2017
Статья
Аль-Фарадж Е. А. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Т. 12. № 2. С. 222-230.

В статье говорится о критике театра во Франции XVII века, причинах ее возникновения и основных проявлениях. В качестве примера рассматривается "Трактат о комедии" янсениста Пьера Николя, который помещается в контекст других сочинений, направленных против театральных представлений, а также аргументов защитников театра. Отвергая положения защитников театра, Николь тем самым критикует важные элементы доктрины классицизма (учение о дидактической поли театра, о катарсисе, о правдоподобии).

Добавлено: 17 ноября 2013
Статья
Митько А. Е. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 20. № 2. С. 182-190.

Миссия является важным фактором формирования геополитического пространства. На примере исторических событий XVI-XIX вв. в данной статье показана роль православной миссии в расширении территории Российского государства. Освоение Западной Сибири рассматривается как расширение северного и южного рубежей, отмечаются церковно-канонические аспекты осознания России себя как северной державы. Анализ же современной ситуации указывает на стабильные взаимосвязи миссии и геополитики.

Добавлено: 15 октября 2020
Статья
Павловец М. Г. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Т. 18. № 1. С. 269-275.

Для русских неподцензурных поэтов 2-й пол. ХХ в. остро стояла проблема выстраивания собственной творческой преемственности по отношению прежде всего к той части русской культуры, традиции которой были, по мнению многих из них, искусственно прерваны в годы насаждения соцреализма. Так, по свидетельству Льва Лосева, значимой фигурой для его поколения, еще только входящего в мир поэзии, был Владимир Маяковский, канонизация которого в советский период открывала возможность для легального приобщения к творчеству и поэтов его круга, прежде всего Велимира Хлебникова. Однако можно видеть, как в восприятии ряда неподцензурных поэтов Маяковский не просто уступал место Хлебникову, но противопоставлялся ему. Так, ленинградский поэт-неофутурист Александр Кондратов называл Хлебникова в числе трех самых значимых для него поэтов, тогда как Маяковскому давал весьма критическую оценку в своих произведениях прежде всего из-за его политической ангажированности, а «трансфурист» Сергей Сигей в работе «Смыслы “футуристического письма”» прямо отказывал Маяковскому в праве считаться настоящим футуристом из-за его недостаточного эстетического радикализма. 

Добавлено: 19 июня 2018
Статья
Даровских А. А. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. № 3. С. 135-142.

На основании анализа 4-й главы трактата Немесия Эмесского «О природе человека» автор делает попытку проследить источник сложившегося представления о формировании человеческого тела из четырех соков: крови, слизи, желтой и черной желчи. Изучение текстов Гиппократа, Аристотеля и Галена дает основание выдвинуть предположение о источнике и характере столкновения пангенетической и эпигенетической теорий во взглядах Немесия на природу семени.

Добавлено: 19 февраля 2018
Статья
Плешков А. А. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. № 3. С. 216-223.

В статье предложена интерпретация «философии времени» в текстах Платона и Плотина. Основываясь как на внимательном историко-философском, так и на историко-семантическом анализе, автор выдвигает тезис об онтологической постановке темпоральной проблематики у обоих авторов. Время (χρόνος) и вечность (αἰών) рассматриваются как специфические модусы существования, характерные для различных областей бытия.

Добавлено: 4 ноября 2013
Статья
Кантор В. К. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Т. 11. № 4. С. 161-178.

 

П.Б. Струве хотел видеть Россию великой, в этом смысле он был государственник. Он мечтал о великой цивилизованной стране, стране могучей, но мощь которой основана на идее права, правопорядка, независимой личности, живущей в достойном достатке. Его политическая теория была более последовательна, чем ленинская, однако не учитывала психологию масс и потому потерпела историческое поражение.

Добавлено: 26 апреля 2012
Статья
Катречко С. Л. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. № 3. С. 172-177.

Статья посвящена сопоставлению взглядов на природу (специфику) математики Платона, Канта и (отчасти) Гуссерля. Основой для этого выступает знаменитая Линия Платона, а решающее развитие понимание математической деятельности как познания посредством конструирования понятий (через схемы) получает в трансцендентализме Канта.

Добавлено: 18 ноября 2013
Статья
Глухов А. А. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. № 3. С. 19-27.

В статье рассматривается политический смысл диалектического метода Платона. Диалектике нередко придается исключительно логическое значение, однако два вида диалектики («Федр») следует трактовать политически: как движение свободы и движение справедливости. Производится сравнение трактовки диалектики у Платона, Аристотеля, Гегеля и Рикера.

Добавлено: 10 декабря 2013
Статья
Кантор В. К. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Т. 12. № 3. С. 117-131.

В своей статье автор анализирует установку части отечественного любомудрия о невозможности опереться на западный силлогизм в решении российских проблем, ибо опора на разум приведет рано или поздно к неудаче. Такая позиция отказа от рацио рождала фантомы. Один из таких фантомов есть миф о непостижимости русской судьбы, не поддающейся анализу разума. Беда была в том, что Россия оказалась в общем потоке вспыхнувшей и на Западе после очевидной победы христианского рационализма (начиная с Возрождения) магической мифологизации жизни. Так утверждался в России специфический феномен знания помимо и вне понимания, враждебного воспитанию и образованию свободно и самостоятельно мыслящего человека. Эту традицию вполне усвоили большевики. Не случайно, победил в России не рациональный марксизм легальных марксистов, а вполне магический ленинизм. Сегодня задача отечественных интеллектуалов, на взгляд автора, утверждать понимание России умом как национальную добродетель. Чтобы эта добродетель стала фактом культуры, способным к дальнейшей ретрансляции.Россия

Добавлено: 26 апреля 2012
Статья
Кашлявик К. Ю. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. № 2. С. 349-359.

Статья посвящена архитектоники "Мыслей" Блеза Паскаля. "Мысли" - неоконченный, незавершенный текст, состоящий из фрагментов. Нахождение его смысла возможно на основе так называемой поэтики порядка, обоснованной самим автором. За отправную точку рассуждения взята жанровая оптика апологии.  

Добавлено: 16 марта 2016
Статья
Аль-Фарадж Е. А. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. № 1. С. 179-187.

В данной статье речь идет о малоизученном тексте янсенистского автора Пьера Николя, который посвящен вопросам эстетики. Этот текст оказывается моментом кристаллизации традиции перед ее решающим обновлением. Николь характеризует идею красоты с точки зрения понятий, которые также находятся в центре классицистических доктрин -- природа, разум, единство, истина. В данной статье проводится семантический анализ понятия красоты, которое сформулировано в "Рассуждении о подлинной и мнимой красоте", в контексте иных литературно-теоретических текстов эпохи, что позволяет выявить, в чем Николь придерживается традиции и в чем его новаторство.

Добавлено: 18 ноября 2013
Статья
Чернавин Г. И. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2020. Т. 21. № 1. С. 73-82.

В работах Я. С. Друскина проводится то, что сам автор называет «радикальной феноменологической редукцией» к «внутреннему молчанию», которая, по его утверждению, позволяет агенту такой радикальной редукции «быть ничем». При этом Я. C. Друскин делает важную оговорку: его интересует «феноменологическая редукция, если она действительно есть…», т. е. ее существование не гарантировано. Такая оговорка придает «радикальной феноменологической редукции» Якова Друскина (если она действительно имела место) некоторую двусмысленность. Разработки Друскина рассматриваются не только в контексте феноменологии Гуссерля, но также и произведений имеющих промежуточный (поэтическо-философский) статус. «Разговоры странников» (1932) Друскина сопоставляются со сходными опытами Д. Хармса, А. Введенского, а также А. Монастырского, Л. Рубинштейна и Д. Пригова. Высказывается гипотеза о том, что мы имеем дело со специфическим жанром «феноменологической фантастики».

Добавлено: 17 марта 2021
Статья
Демин М. Р. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2009. Т. 10. № 1. С. 213-216.
Добавлено: 3 февраля 2010
Статья
Алиева О. В. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. № 2. С. 237-245.

Вопрос о связи христианского увещания с философским неоднократно затрагивался в литературе, однако, насколько нам известно, «Благодарственная речь» не упоминалась в этой связи. Между тем, этот текст, принадлежащий свт. Григорию Неокесарийскому или другому ученику Оригена служит важным свидетельством о христианском протрептике в III в. по Р.Х. и о влиянии на него философской традиции, в частности, Платона. Описывая свое обращение к философии, свт. Григорий пересказывает некие протрептические беседы Оригена (6, 31: προτρέπων φιλοσοφεῖν; 11, 2: φιλοσοφεῖν προὐτρέψατο). Отдельные мотивы и образы, которые он упоминает, заставляют предположить, что в этих беседах Ориген опирался на тексты из Платоновского корпуса. С другой стороны, сам свт. Григорий сознательно сближает образ своего учителя с образом Сократа.

 

Добавлено: 27 мая 2013
Статья
Селезнев Н. Н. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Т. 11. № 3. С. 28-38.

В работах русских историков, посвященных истории старообрядчества, часто встречается ссылка на средневековое сочинение «Илии Гевери, несторианского митрополита», в котором содержится сообщение об использовании «мелькитами» двуперстия при совершении крестного знамения. Между тем, указанное произведение известно в двух редакциях, и в одной из них автором трактата назван ‘Али ибн Давуд ал-Арфади. Настоящая статья представляет собой источниковедческое исследование, выявляющее историю текста данного сочинения и проясняющее вопрос авторства.  

Добавлено: 3 октября 2017
1 2