?
Модели жизненных отношений личности в контексте онто-психологии С.Л. Рубинштейна
С. 349-379.
Язык:
русский
Старовойтенко Е. Б., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2011 Т. 8 № 4 С. 3-28
Статья посвящена обоснованию перспектив разработки проблемы «отношения личности к себе» в контексте персонологии. Раскрываются возможности исследования самоотношения путем персонологического синтеза культурно-исторических, онтологических и психологических положений о самоотношении, получивших развитие в работах М. Фуко, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейна. Представлены оригинальные теоретические, интерпретационные и рефлексивно-феноменологические модели развития отношения к себе в современных условиях, основанные на ...
Добавлено: 10 октября 2012 г.
Семенов И. Н., В кн. : Психология одаренности и творчества. Монография. : М., СПб. : Издательство Нестор-История, 2017. С. 74-86.
В разделе дана панорама рефлексивной психологии творчества и анализируются ключевые направления ее развития. Эта инновационная область современного человекознания характеризуется во взаимодействии с акмеологией, персонологией, педагогикой, в т.ч. при рефлексивно-психологическом изучении продуктивного мышления и креативной личности, а также при рефлексивно-педагогическом формировании творчества и человеческого капитала как психологических ресурсов генерирования инноваций в культуре и обществе. ...
Добавлено: 30 ноября 2017 г.
Семенов И. Н., В кн. : ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах. Т. 1.: М. : Когито-центр, 2015. С. 171-175.
В работе проанализированы жизненный путь и научно-организационная деятельность крупного российского ученого-гуманитария М.Г.Ярошевского. Предложена периодизация его жизнедеятельности и охарактеризованы достижения в развитии истории, методологии и теории психологии, а также в создании науковедения общей психологии научного творчества и социальной психологии науки. ...
Добавлено: 13 ноября 2015 г.
Семенов И. Н., В кн. : Психология общения и доверия: методология, теория, практика. Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ, Москва, 6-7 ноября 2014. : М. : Университет РАО, 2014. С. 348-350.
Добавлено: 20 декабря 2014 г.
Леля А. А., Семенов И. Н., Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования 2017 Т. 6 № 2А С. 5-27
Неотъемлемой частью развития современной франкоязычной психолого-педаго - гической науки является исследование проблематики рефлексии. В силу исторически сложившейся специфики французского гуманитарного знания, а именно его развития в рамках философского категориального и методологического аппарата, в данной статье анализу подвергаются не только современные изыскания по данной тематике, но, прежде всего, фундаментальные труды Александра Марка и Жана Пиаже, опреде ...
Добавлено: 9 октября 2017 г.
Семенов И. Н., Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир 2017 Т. 1 № 1 С. 121-150
В статье представлены историко-методологические основания, обобщена теоретическая база и охарактеризованы результаты эспериментальных и прикладных исследований продуктивного мышления и креативной личности с позиций бурно развивающейся на рубеже ХХ – ХХI вв. рефлексивной психологии творчества. Показана конструктивность ее взаимодействия с рефлексивной акмеологией, персонологией и педагогикой в изучении и развитии рефлексивно-творческого потенциала индивидуальности человека в современных социокультурных условиях. ...
Добавлено: 7 июня 2017 г.
Семенов И. Н., Двоеглазова М. Ю., Мир психологии. Научно-методический журнал 2011 № 2 С. 131-143
В статье с системно-методологических и рефлексивно-психологических позиций анализируется проблематика самоорганизации и развития личности в образовании. Изучается роль рефлексии в самоорганизации личности студентов, дифференцируются различные уровни личностной рефлексии и характеризуется их взаимодействие как системообразующий фактор самоорганизации сознания личности в проблемно-конфликтных ситуациях. Рассматриваются диагностико-развивающие рефлетехнологии активизации и самоорганизации личности учащихся-студентов в процессе профессионального образования средствами рефледиалога и ...
Добавлено: 8 декабря 2012 г.
Семенов И. Н., Павлов И. И., Акмеология 2017 № 4(64) С. 7-18
В статье представлен науковедческий и методологический анализ жизнедеятельности и психолого-педагогических идей крупного учёного-гуманитария Серебряного века российской культуры Константина Николаевича Вентцеля. С позиций рефлексивной акмеологии и персонологии творчества охарактеризованы разработанные Вентцелем философско-педагогическая теория свобод- ного воспитания и образовательная практика свободной школы. Подробно рассмотрены философские основы концепции творческой личности, прослежен её генезис в рамках философских и психологических ...
Добавлено: 12 сентября 2017 г.
Семенов И. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2012 № 3 С. 37-57
В статье на фоне панорамы современной философско-психологической мысли характеризуются научные школы факультета психологии ВШЭ и анализируются концепции рефлексии ряда его профессоров, а также обозначены формы межкафедрального (кафедр общей и психологии личности), межуниверситетского (НИУ ВШЭ и МГУ), межинституционального (ВШЭ и ИП РАН, ИФ РАН) и международного сотрудничества (c учеными Австрии, Латвии, Украины) в изучении рефлексии. ...
Добавлено: 26 ноября 2012 г.
Исаева А. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 Т. 76 № 4 С. 204-213
В статье намечены пути и способы получения и интеграции персонологического знания об оппозициях как феномене индивидуальной жизни и ее познания. В качестве источников герменевтического поиска выступают мифология, литература, философия, теоретическая и экспериментальная психология. Феномен оппозиций раскрывается как бытийная и культурная универсалия: предметная, лингвистическая, семантическая, психическая. Описаны аспекты отношений личности к оппозициям, принадлежащим различным «средам» жизни ...
Добавлено: 15 ноября 2013 г.
М. : МЭСИ, 2012
В сборнике представлены статьи, обобщающие результаты междисциплинарного изучения актуальных проблем организации и развития организационной среды в условиях современного российского общества. ...
Добавлено: 28 ноября 2012 г.
Семенов И. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2012 Т. 9 № 3 С. 37-57
Факультет психологии НИУ ВШЭ – как один из основных центров российской психологической науки – проводит множество фундаментальных и прикладных исследований различной проблематики. Одним из бурно развивающихся на факультете направлений современной науки является изучение рядом его профессоров такого переднего края человекознания, как психология рефлексия. В статье на фоне панорамы современной философско-психологической мысли характеризуются научные школы факультета ...
Добавлено: 19 марта 2014 г.
Философско-антропологическая проблематика рефлексивной психологии смысла в российском человекознании
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2017 № 2 С. 280-297
В статье эксплицируется логика развития философскоантропологической проблематики рефлексивной психологии смысла в российском человекознании от эпохи Серебряного века русской культуры до ее современного периода. Впервые анализируются философскоэтимоло гические предпосылки изучения смысла в психологической науке и характеризуются достиже ния его рефлексивнопсихологических исследований в творчестве ряда российских философов (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев) и ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
Семенов И. Н., В кн. : Современные исследования интеллекта и творчества. : М. : Институт психологии РАН, 2015. С. 375-409.
Представлен историко-наковедческий и рефлексивно-перснологический анализ развития жизнедеятельности Я.А.Пономарева и М.Г.Ярошевского, а также их взаимодействия в процессе изучения психологии творчества в Институте истории естествознания АН СССР на рубеже 1960-1970-х гг. Дана сравнительная характеристика индивидуальной судьбы обоих основателей крупнейших научных школ психологии творчества в процессе жизнедеятельности в ХХ в. Охарактеризована научная деятельность созданной Я.А.Пономаревым (в Институте психологии ...
Добавлено: 1 ноября 2015 г.
Семенов И. Н., В кн. : Современные исследования интеллекта и творчества. : М. : Институт психологии РАН, 2015. С. 335-374.
Представлен историко-научный анализ развития проблематики связи и дифференциации восприятия и рефлексии в процессе психологического познания психики в европейской философии и психологии. Поставлена проблема взаимодействия восприятия объекта и самовосприятия субъекта в сознании человека и методологически обосновано ее онтологическое решение в целях разработки исследовательской программы теоретико-экспериментального изучения психологии индивидуальности. ...
Добавлено: 1 ноября 2015 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2018 № №3 С. 35-49
Данное исследование выполнено в контексте общей персонологии как интегрального направления современной психологии личности. Расширенный контекст персонологического исследования позволил акцентировать те аспекты Я-неизвестного, которые не представлены в классических психоаналитических, когнитивных, нарративных, поведенческих подходах к личности. Автором предлагается способ решения поставленной проблемы, состоящий, во-первых, в выборе тех психологических моделей «Я», где Я-неизвестное приобретает множество определений и потенциалов ...
Добавлено: 6 сентября 2018 г.
Семенов И. Н., В кн. : Взаимоотношения исследовательской и практической психологии. : М. : Институт психологии РАН, 2015. С. 416-464.
Представлен философско-методологический, историко-научный и теоретико-прикладной анализ развития проблематики взаимосвязи исследовательской и практической психологии на материале изучения такой инновационной области современного человекознания как рефлексивно-психологический подход к экспериментальному исследованию развития творческого мышления и личности. Поставлена конструктивноая роль взаимодействия исследовательской и практической психологии при разработке психолого-педагогического обеспечения развития рефлексивности мышления и личности в условиях инновационного образования и управления. ...
Добавлено: 13 января 2016 г.
Тульчинский Г. Л., Муниципальная власть 2011 № 2 С. 36-40
Проблема российских моногородов показывает ряд проблем цивилизационного развития России. Во-первых, это возвращение к общемировому тренду концентрации населения в агломерациях. Во-вторых, повышение мобильности населения. В-третьих, - избавление от ряда постсоветских стереотипов относительно возможностей инновационного развития. В-четвертых, - активная работас населением ...
Добавлено: 23 февраля 2013 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 1 С. 131-148
В статье дан историко-научный анализ развития классической и современной психологии восприятия. На этом фоне анализируются методологические проблемы психологического исследования самовосприятия индивидуальности с позиций инновационной рефлексивно-гуманитарной психологии. Рефлексивно-психологическая специфика самовсприятия характеризиется результатами эмпирического исследования самосвсприятия на матеориале анализа психологии творчества – художественного (М.М.Зощенко), научного (Н.Я.Пэрна), а также предлагаются рефлетехнологии рефлексивной активизации целеобразования студентов для развития их ...
Добавлено: 23 июня 2013 г.
Старовойтенко Е. Б., М. : Академический проект, 2004
В данном учебном пособии предлагается подход, позволяющий увидеть современную психологию личности в ракурсе ее общественной ценности, в единстве различных направлений, в связи с гуманитарными и социальными науками, в перспективе развития акмеологического личностного типа профессионалов, а также в плане совершенствования подготовки специалистов в области психологической теории и психологического консультирования личности.
Целостность и многоуровневая проработка концепции, представленной в ...
Добавлено: 15 января 2013 г.
Старовойтенко Е. Б., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2019 Т. 16 № 3 С. 434-456
Исследование, представленное в данной статье, основывается на определении науки в качестве области культуры, предложенном Т. Куном. С этих позиций психология личности, общая персонология выступают открытым миром культурных феноменов, представляющих собой хорошо работающие идеи и теории, модели и научные факты, методы и практики, интерпретации и коммуникации. Потенциал и генез данных феноменов может раскрываться «культурной феноменологией личности». ...
Добавлено: 23 октября 2019 г.
Старовойтенко Е. Б., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 Т. 10 № 4 С. 121-142
Работа посвящена проблеме развития личности в аспекте рефлексии и реализации ее возможностей в отношении к другому человеку. Возможности рассматриваются как осознанное знание, переживание и реализация «Я могу» в контексте жизни, в частности в речевом диалоге с Другим. Идеи и методологические установки работы основаны на традициях психологии личности, онтологии, философии жизни, экзистенциальной философии, философии языка, феноменологии. ...
Добавлено: 16 ноября 2013 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2020 Т. 102 № 2 С. 118-134
В статье приводятся результаты исследования парадоксов самотождества Я как новой проблемы в области психологии личности. Исследование проведено в общеперсонологическом формате, интегрирующем герменевтический, теоретический и рефлексивный подходы. Про- анализирован процесс достижения самотождества Я; определены и раскрыты конкретные пара- доксы самотождества Я; обоснованы возможности внутреннего диалога Я — Другой как условия достижения самотождества и разрешения его парадоксов; ...
Добавлено: 26 сентября 2020 г.
Нартова-Бочавер С. К., Бочавер А. А., Резниченко С. И. и др., М. : Памятники исторической мысли, 2018
Монография продолжает обсуждать тему взаимодействия человека с его домом – почему дом и его обитатели похожи друг на друга и что это им дает? В серии эмпирических исследований показано, какие стратегии
совладания с трудными ситуациями усиливаются, если дом дружествен обитателям; как его качества сопряжены с моральными мотивами, отношением к справедливости и переживанием благодарности; как влияют друг на друга уютный дом ...
Добавлено: 3 октября 2018 г.