?
Влияние семейных факторов на успеваемость школьников и студентов: обзор зарубежных исследований
Семья как неформальный институт оказывает разностороннее влияние на ребенка, в том числе на его академическую успеваемость. В детском возрасте это влияние ярко выражено, потому что ребенок не самостоятелен и зависит от родителей. По мере его взросления влияние семьи трансформируется, и характер этого влияния может измениться. Целью работы является обзор зарубежных эмпирических исследований для разработки программы дальнейших исследования того, как влияют семейные факторы на успеваемость российских школьников и студентов. Как правило, в существующих исследованиях авторы концентрируют внимание на успеваемости одной группы обучающихся – либо школьников, либо студентов. В данной работе рассматривается вопрос о том, сохраняется ли влияние семейных факторов на учащихся университета. Новизна представленного обзора заключается в рассмотрении трёх каналов воздействия семьи на успеваемость обучающихся: социально-экономического статуса семьи, социального капитала семьи, вовлеченности родителей в учебный процесс. Первые два канала достаточно широко изучены при исследовании семейных факторов успеваемости, в то время как вовлеченность родителей часто рассматривают как значимый фактор успеваемости школьников, но недооценивают как фактор успеваемости студентов. Обзор подтвердил, что семейные факторы оказывают значимое положительное влияние на академическую успеваемость как школьников, так и студентов. Данное влияние зависит от характера взаимоотношений между родителями и обучающимися и может меняться с течением времени. Полученные результаты могут быть интересны и полезны как исследователям в области образования и психологии обучения, работникам образовательных учреждений, так и родителям обучающихся. Возможным направлением дальнейшего исследования может стать изучение особенностей влияния семьи на успеваемость в различных странах.