?
Роль медиакомпетентности в контексте информационно-коммуникативных увлечений современных подростков
С. 51-54.
В статье проанализированы данные о степени сформированности навыков создания и ведения медиаканалов у студентов профильных и непрофильных направлений профессиональной подготовки. На основе данных индивидуального анкетирования (референтная группа — более 130 человек) был сделан вывод о недостаточном уровне сформированности профессиональных журналистских компетенций (медианавыков) вне зависимости от профиля подготовки.
В книге
Бочавер А., Кац М. Я. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2021
Исследование эффективности работы медиамастерской при обучении студентов непрофильных специальностей
Жуков А. Д., Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств 2022 № 58 С. 256-262
Автор статьи обосновывает необходимость обучения медиаграмотности студентов непрофильных специальностей в условиях современного состояния общества, в котором транзитивность стала перманентной характеристикой всех происходящих процессов и явлений. Это существенно увеличивает ценность так называемых гибких надпрофессиональных навыков (soft skills), важнейшими из которых являются навыки коммуникации. Для формирования медиаграмотности была выбрана технология медиамастерской, что позволило сделать акцент на практико- ...
Добавлено: 11 декабря 2022 г.
Жуков А. Д., Вестник Московского государственного университета культуры и искусств 2021 № 2 С. 154-163
В статье предложена оригинальная авторская методика обучения студентов и специалистов медианавыкам. Дан ретроспективный анализ принципов дополнительного образования. Автор обосновывает своё понимание принципов дополнительного образования, опираясь на философские труды Э. В. Ильенкова и В. В. Давыдова, формулировавших сверхзадачу педагога формулой «научить думать». Исходя из этой задачи, проанализированы результаты деятельности медиамастерской по формированию медианавыков у студентов. В ...
Добавлено: 26 декабря 2021 г.
Жуков А. Д., Вестник Московского государственного университета культуры и искусств 2020 № 6 С. 179-190
Статья посвящена анализу технологии творческой мастерской в системе дополнительного образования в области журналистики и медиа. Важность использования медиамастерских обусловлена нацеленностью на раскрытие индивидуальности человека, развитие творческих способностей. Таким образом, они в наибольшей степени способствуют овладению творческими навыками, одним из которых и является медиатекст в контексте личностно-деятельностной парадигмы образования. Рассматриваются особенности реализация семи основных элементов обучения ...
Добавлено: 26 декабря 2021 г.
Жуков А. Д., Культура и образование 2021 № 1 С. 143-151
В представленной статье анализируется ситуация с медиаобразованием в студенческой среде. Под медиаобразованием понимается процесс и результат овладения навыками успешной жизни в цифровой среде, в том числе навыками критического анализа медиатекстов, креативными и эстетическими навыками, коммуникативными навыками и навыками безопасности. В пилотажном эксперименте были использованы такие методы эмпирического исследования, как опрос и беседа. Референтная группа составила ...
Добавлено: 26 декабря 2021 г.
Ефанов А. А., Буданова М. А., Юдина Е. Н., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология 2020 Т. 20 № 2 С. 382-393
Предмет рассмотрения статьи — цифровая грамотность как основополагающая компонента развития медиакомпетентности. Изучая историю вопроса и анализируя существующие теории, авторы приходят к выводу, что в исследованиях рассматривается цифровая грамотность взрослого населения и не учитываются данные о несовершеннолетних, которые демонстрируют наиболее высокую контактность с медиатехнологиями. С позиций разрабатываемой концепции глубинной медиатизации социального пространства авторы утверждают, что показатели ...
Добавлено: 3 июня 2020 г.
Шариков А. В., , in : Media and Information Literacy for Building Culture of Open Government/Proceedings of the International Conference (Khanty-Mansiysk, Russian Federation, 7-10 June, 2016). : Interregional Library Cooperation Centre, 2017. Ch. 19. P. 119-130.
В статье показано, что понятия «медийно-информационная грамотность» и «культура открытого правительства» имеют общий генезис, обусловленный тесной взаимосвязью между четырьмя социальными макросубъектами: средствами массовой информации, находящимися в «треугольнике Галтунга», который образован государством, капиталом и гражданским обществом. Формирование культуры открытого правительства отражает одну из сторон этого треугольника – связь между государством и гражданским обществом. Однако развитие общества ...
Добавлено: 10 марта 2020 г.
Проект по изучению уровня медиаграмотности населения РФ реализуется Исследовательской группой ЦИРКОН в формате массовых репрезентативных опросов россиян мониторингового типа с 2009 года и позволяет отслеживать изменения в распространенности среди населения различных навыков, связанных с обращением с медиа. В ходе подготовки шестой волны исследования в 2014 году была проведена реконцептуализация понятия «медиаграмотность», процедура проведения которой подробно ...
Добавлено: 6 октября 2018 г.
Проект по изучению уровня медиаграмотности населения РФ реализуется Исследовательской группой ЦИРКОН в формате массовых репрезентативных опросов населения мониторингового типа с 2009 года. В 2014 году используемая методика была значительно переработана, в результате чего в инструментарий исследования помимо параметров, фиксирующих навыки поиска информации, вошли такие критерии современного понимания медиаграмотности, как умение фильтровать и критически оценивать поступающую ...
Добавлено: 18 апреля 2018 г.
Шариков А. В., Коммуникации. Медиа. Дизайн 2018 Т. 3 № 3 С. 96-112
В статье рассматриваются теоретические подходы, описывающие понятие цифровой грамотности в российских научных публикациях. Фиксируется высокий интерес к разработке понятия цифровой грамотности в мире, что проявляется в быстром росте публикаций по данной теме, начиная с 1997 года, число которых к концу 2018 года исчислялось сотнями. В России первые публикации по вопросам цифровой грамотности появились в 2010 ...
Добавлено: 7 марта 2020 г.
Шариков А. В., Медиаобразование 2005 № 2 С. 75-81
Ознакомившись со статьей К.Э.Разлогова «Что такое медиаобразование?», я решил взяться за перо. Сначала мне показалось странным, что такой известный человек как Кирилл Эмильевич Разлогов фактически занял позицию отрицания медиаобразования, одним из аспектов которого он успешно занимается - и как вузовский преподаватель, и как телеведущий и, выражаясь несколько устаревшим языком, как один из самых ярких популяризаторов ...
Добавлено: 21 января 2014 г.
Interregional Library Cooperation Centre, 2017
В книгу вошли доклады участников международной конференции "Медийно-информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства" (Ханты-Мансийск, Российская Федерация, 7-10 июня 2016 г. ), которая ознаменовала новый важный сдвиг в сторону использования медийно-информационной грамотности для решения проблем построения открытых правительств и создания механизмов обратной связи между правительствами и обществом. ...
Добавлено: 10 марта 2020 г.
Anna Kachkaeva, Anna Kolchina, Svetlana Shomova и др., Media Practice and Education (до 2018 года Journal of Media Practice) Великобритания 2020 Vol. 3 No. 21 P. 200-211
Проблемы медиаобразования и медиаграмотности, давно находящиеся в фокусе внимания различных наук, тесно связаны, с одной стороны, с возможностями свободного доступа к медиа и умением продуцировать собственные медиатексты, а с другой – со способностью критически осмысливать получаемую из медиа информацию, адекватно оценивать ее источники и стоящие за ними интересы и ценности, а главное – с вопросами ...
Добавлено: 15 мая 2020 г.
Шариков А. В., М. : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2017
В сборник включены доклады участников международной конференции «Медийно-информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства» (Ханты-Мансийск, 7–10 июня 2016 г.), которая ознаменовала новый важный поворот темы медийно- информационной грамотности в сторону решения задач формирования открытых правительств, в создание механизмов обратной связи между правительствами и обществом. Сборник предназначен для работников органов управления, специалистов информационной сферы, работников учреждений ...
Добавлено: 9 марта 2020 г.
Шомова С. А., Челябинский гуманитарий 2023 № 3(64) С. 117-127
Следуя одному расхожему определению, под выражением «роль личности в истории» понимается роль, выполняемая личностью, которая раньше, лучше, глубже и полнее других осознает новые потребности развития общества, необходимость изменения существующих условий и решительнее других борется за это. Разумеется, это может быть не только история развития человечества в целом, но и любая другая – история культуры, история ...
Добавлено: 21 февраля 2024 г.
Igor Zadorin, Anastasia Saponova, Reshetova V. и др., , in : Internet in the Post-Soviet Area: Technological, Economic and Political Aspects. : Cham : Springer, 2023. P. 203-225.
Добавлено: 16 августа 2023 г.
Тульчинский Г. Л., Лисенкова А. А., Идеи и идеалы 2016 Т. 4 № 2 С. 38-42
В статье анализируется влияние развития интернет-технологий на способы коммуникации и социального взаимодействия в обществе. Наращивание информационных потоков, скорость обмена информацией стимулируют людей к поискам новых форм самоорганизации, существенное место среди которых занимают виртуальные сообщества в социальных сетях. Данный процесс интенсифицирует различные эффекты для всех пользователей сетевых групп. Пользователи в поисках круга «своих» и персональной идентификации ...
Добавлено: 19 ноября 2017 г.
Задорин И.В., Сапонова А. В., Коммуникации. Медиа. Дизайн 2020 Т. 5 № 3 С. 63-89
В статье представлены основные характеристики коммуникативных практик и медиаграмотности жителей трех стран Центральной Азии (Казахстан, Таджикистан и Узбекистан). На основе массовых репрезентативных опросов жителей исследуемых стран 2019 года и методики оценки медиаграмотности населения Исследовательской Группы «ЦИРКОН» были рассчитаны: 1) индекс самооценки навыков работы с информацией и 2) интегральный индекс медиаграмотности. Представлены распределения респондентов по трём ...
Добавлено: 28 декабря 2020 г.
Чумакова В. П., Добронравова А. А., Информационное общество 2020
В статье рассматриваются особенности медиаграмотности сельских жителей России на основе данных, собранных в 5 полевых экспедициях в сельскую местность в 2012-2018 годах (Костромская область, Ростовская область, республика Татарстан, Иркутская область, Тамбовская область). Основываясь на 199 глубинных интервью, авторы рассматривают, как сельские жители используют источники информации, строят отношения в медиасреде и творчески используют медиа. ...
Добавлено: 4 декабря 2019 г.
Диброва С. М., Матюхин А. Н., Забело И. В. и др., Симф. : Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2019
В сборнике представлены тезисы докладов участников международной научной конференции «Межкультурные коммуникации: русский язык в современном мире». Рассматриваются актуальные проблемы языкознания, лингвокультурологии, этнолингвистики, медиаграмотности, коммуникативных технологий, методики преподавания славянских языков, межкультурной коммуникации, журналистики, а также вопросы изучения языковой картины мира, русской литературы и др. Для научных работников, преподавателей, молодых исследователей филологических специальностей и всех интересующихся вопросами ...
Добавлено: 22 декабря 2023 г.
Качкаева А. Г., Колчина А. С., Шомова С. А., В кн. : XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. Кн. 3.: М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 247-252.
Проблемы медиаобразования, в последние годы находившиеся на самом «пике» интереса самых разных академических наук (психологии, социологии, педагогики, культурологии, теории коммуникации и иных), обретают в наши дни еще и пристальное внимание практиков, и немалое любопытство широкой общественности. Изменения в информационном ландшафте повседневности неизбежно привели как к ломке определенных поведенческих стереотипов в восприятии медиа, так и к ...
Добавлено: 11 апреля 2017 г.
Шариков А. В., В кн. : Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24–27 апреля 2013 г.). Издание второе, расширенное и дополненное. : М. : МЦБС, 2014. С. 48-57.
В статье рассматривается взаимосвязь медиакультуры и медиаобразования, из общий генезис и трансформация. Выявляются предпосылки появления обоих понятий, из связь с распространением телевидения как синтетического средства массовой коммуникации, а также основные тенденции в развитии этих направлений. ...
Добавлено: 12 марта 2015 г.
Шубина Л. В., Войнилов Ю. Л., Коммуникации. Медиа. Дизайн 2016 Т. 1 № 2 С. 57-69
Проект по изучению уровня медиаграмотности населения РФ реали- зуется Исследовательской группой ЦИРКОН в формате массовых репрезентативных опросов россиян мониторингового типа с 2009 года и позволяет отслеживать изме- нения в распространенности среди населения различных навыков, связанных с об- ращением с медиа. В ходе подготовки шестой волны исследования в 2014 году бы- ла проведена реконцептуализация понятия «медиаграмотность», ...
Добавлено: 17 сентября 2017 г.
Мальцева Д. В., Шубина Л. В., Войнилов Ю. Л., В кн. : XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. Кн. 4.: М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 154-172.
В статье представлены некоторые результаты проекта «Мониторинг медиаграмотности населения России», который ведется Группой ЦИРКОН с 2009 года. Последний по времени всероссийский опрос населения проведен осенью 2015 года. ...
Добавлено: 23 октября 2016 г.
Чичерина Н. В., М. : ЛКИ, 2008
В настоящей монографии рассматриваются основные характеристики и особенности интерпретации текстов массовой коммуникации в контексте интеграции медиаобразования и профессиональной языковой подготовки. Предлагается система методов и приемов работы с иноязычными медиатекстами, направленная на формирование культуры восприятия, анализа, интерпретации и критического осмысления продукции СМИ. Особое внимание уделяется различным видам анализалингвистического и социокультурного аспектов текстов массовой информации и интерактивным ...
Добавлено: 10 октября 2017 г.