?
Интерпелляция. Конституционно-правовые особенности регулирования депутатского запроса в Российской Федерации
С. 1-3.
ФЗ № 3-ФЗ можно точечно откорректировать, установив, что депутатский запрос (а корректнее - запрос сенатора и запрос депутата) должны оформляться на соответствующем бланке, содержащем в заглавии слова «Запрос сенатора Российской Федерации» либо, соответственно, «Запрос депутата Государственной Думы». По форме запрос сенатора (депутата), как и парламентский запрос должны содержать четко причины запроса (основание), а также суть запроса с мотивами такого запроса. И, конечно, как это урегулировано было уже после казусов Л.Б. Нарусовой и С.А. Сопчука, такие запросы должны подлежать обязательному уведомлению соответствующих фракций и комитетов палат Федерального Собрания РФ.
В книге
М. : МГУ, МАКС Пресс, 2021
Кошель А. С., Правоприменение 2021 Т. 5 № 2 С. 170-184
Рассматривается преломление учения о юридической процедуре применительно к деятельности парламента. Внимание заостряется на том, что на современном этапе развития теории права можно констатировать, что сложились процессуальные общественные отношения в парламентской бюрократии, которые должны быть урегулированы процессуальными нормами, что подтверждает выводы авторов «широкого» подхода к теории юридического процесса. Однако и для сторонников «узкого» подхода в парламентском ...
Добавлено: 6 декабря 2021 г.
Кошель А. С., Конституционное и муниципальное право 2021 № 9 С. 22-27
Долгое время внесение поправок в Конституцию Российской Федерации было определенным «табу». Впервые это «табу» сняли в 2008 году, когда внесли первые две поправки в Конституцию. 15 января 2020 года Президент России предложил масштабные поправки к основному закону, затрагивающие функционирование органов власти и отдельные социальные гарантии. Скорректированы 22 статьи Конституции, ряд из них автор подвергает политико-правовому ...
Добавлено: 6 декабря 2021 г.
Кошель А. С., Антиномии 2020 Т. 20 № 2 С. 127-155
Парадигма развития российского парламентаризма, поправки к Конституции Российской Федерации 2008 и 2020 гг. направлены в сторону расширения полномочий российского парламента и подконтрольности исполнительной власти высшему законодательному органу. В связи с этим возникает закономерный вопрос об усилении независимости и автономности (прежде всего от исполнительной власти) депутатов российского парламента. Однако наряду с этим, вместо закономерного повышения независимости ...
Добавлено: 6 декабря 2021 г.
Кошель А. С., Публичное право сегодня 2021 № 2 С. 53-61
В статье рассматривается возможность корректировки порядка формирования состава нижней палаты парламента Российской Федерации – Государственной Думы. Еще Е.М. Примаков отмечал, что главная опасность курса, направленного на развитие демократии, – призрак однопартийности, отсутствие в Госдуме широкого общественного представительства. На взгляд автора, текущий формат избирательного процесса имеет ряд изъянов, тех самых «призраков», от которых нужно избавляться. К ...
Добавлено: 8 декабря 2021 г.
Кошель А. С., Конституционное и муниципальное право 2020 № 10 С. 54-60
Новые полномочия парламента в соответствии с принятым Законом о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» возлагают на парламент и дополнительную ответственность по соблюдению прав и интересов оппозиции. Сосредоточение политических дискуссий с улицы в стенах парламента должно стать важнейшей задачей совершенствования законодательства Российской ...
Добавлено: 6 декабря 2021 г.
Кошель А. С., LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015
В работе дается краткий сравнительный анализ законопроектной деятельности, законодательного процесса и лоббизма на примере Российской Федерации, стран СНГ, а также Великобритании, Германии, Польши и Франции. Работа носит обзорный характер и полезна студентам при подготовке к экзаменам по конституционному (государственному) праву России и зарубежных стран, материалы работа также могут использоваться преподавателями юридических факультетов университетов при подготовке ...
Добавлено: 9 декабря 2021 г.
Кошель А. С., Государственная власть и местное самоуправление 2019 № 4 С. 16-20
В условиях становления демократического общества, партийной системы в современной России влияние действующих политических элит и финансовых институтов на формирование властных институтов очень велико. В этой связи необходимо создавать правовые механизмы для реализации конституционного принципа политического плюрализма. С учетом того что в результате деятельности парламента институционализируются нормы поведения общества, формируются общеобязательные правила поведения, объективность принимаемых парламентом ...
Добавлено: 9 декабря 2021 г.
Кошель А. С., В кн. : Право, его применение и реализация в эпоху глобальных вызовов и меняющейся реальности. VI Тихоокеанский юридический форум, 8 октября 2021 г.: материалы. : Издательство Дальневосточного университета, 2021. С. 371-374.
Усиление роли комитетов в законодательном процессе в Государственной Думе Российской Федерации ...
Добавлено: 7 февраля 2022 г.
Черный Ю. А., М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2013
В сборнике статистических материалов приведены некоторые наиболее значимые характеристики федерального законодательного процесса в 1994-2011 гг. Показана динамика принятия федеральных законов и их структура. Анализируется активность участников законодательного процесса и результативность рассмотрения их законодательных инициатив. Особое внимание уделено законодательной деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Показаны структура массива законопроектов, внесенных членами Совета Федерации и отраженные ...
Добавлено: 13 декабря 2013 г.
Кошель А. С., Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования 2018 Т. 4 № 1 С. 159-171
В статье рассматриваются фундаментальные вопросы порядка формирования нижней палаты российского парламента — Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, региональных и местных парламентов России с момента принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации. За двадцатипятилетний период существования Государственной Думы современной России, современной системы региональных и местных парламентов законодательно происходят ограничения и послабления в пассивных избирательных правах граждан Российской ...
Добавлено: 6 декабря 2021 г.
Лукьянова Е. А., Порошин Е. Н., Общественные науки и современность 2019 № 3 С. 102-112
Состояние избирательных систем и избирательного законодательства находится в прямой зависимости от действительных целеполаганий групп, определяющих внутреннюю политику государства. Одним из главных показателей того, каким будет избирательное законодательство и по каким направлениям будет проходить его трансформация, является истинное назначение парламента и его место в системе разделения властей. И наоборот, на основе исследования трансформации избирательной системы может ...
Добавлено: 12 сентября 2019 г.
Гюлумян В. Г., Вестник Уставного суда Санкт-Петербурга 2003 № 2
Анализируются полномочия главы государства в законотворческом процессе с учетом зарубежного опыта. ...
Добавлено: 7 января 2018 г.
Краснов М. А., Конституционное и муниципальное право 2014 № 6 С. 3-11
В статье сопоставляются конструкции власти, прежде всего, взаимоотношения Парламента и Президента по российским конституциям 1978 и 1993 гг. Автор попытался продемонстрировать, как и в чем именно сказалась подмеченная в научной литературе закономерность, в соответствии с которой на ключевые положения новой конституции, прежде всего, касающиеся системы власти, накладывает жесткий отпечаток предыдущее конституционное регулирование. Особенно, если такое ...
Добавлено: 11 сентября 2014 г.
Арзамасов Ю.Г., Государство и право 2018 № 5 С. 5-17
Статья посвящена рассмотрению нормативной основы и реализации конституционного права законодательной инициативы в современной России. Исследуются проблемы понимания права законодательной инициативы, приводится официальная позиция по этому вопросу, выраженная в ст. 107 Регламента Государственной Думы. Отмечается, что в российском законодательном процессе данное право корреспондируется законодательной обязанностью Государственной Думы рассмотреть данный законопроект, представленные с ним документы и принять соответствующее решение. Сделан вывод, что право законодательной ...
Добавлено: 13 июня 2018 г.
Воробьев А. Н., В кн. : Проблемы политического и государственного управления в России и зарубежных странах. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 60-87.
В главе на основе аналитической модели по выработке законодательных решений рассмотрены вопросы возможности проникновения коррупции в законодательство. На основе анализа существующих НПА выявлены основные уязвимые для коррупции области. ...
Добавлено: 6 декабря 2016 г.
Нисневич Ю. А., Отечественные записки 2007 № 39(6) С. 129-138
Конституция РФ (статья 18) устанавливает в качестве основного принципа деятельности власти в России принцип, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. ...
Добавлено: 7 декабря 2012 г.
Кошель А. С., Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022
В работе исследованы вопросы, заключающиеся в том, что же из себя представляет истинно конституционная парламентская процедура, каким признаками и характеристиками она должна обладать? Таковой, на взгляд автора, должна быть парламентская процедура, основанная на принципах демократизма, идеологического и политического многообразия (решения принимаются большинством только при уважении прав и учете мнения парламентской оппозиции), с соблюдением прав и ...
Добавлено: 4 октября 2022 г.
Благовещенский Н., Емцева Е. В., Стукал Д. К., В кн. : VIII Международная научная конференция. Модернизация экономики и общественное развитие: В 3 кн. Кн. 3.: М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. С. 220-231.
Под структурной устойчивостью парламента понимается его способность образовывать большинство, обеспечивающее принятие решений. В случае, когда законодательный орган состоит из нескольких идейно однородных групп депутатов, способность организовать большинство для принятия того или иного решения зависит от политических позиций этих групп. В данной работе предметом анализа является структурная устойчивость Государственных Дум РФ I–II созывов. В работе также ...
Добавлено: 30 сентября 2013 г.
Туровский Р. Ф., В кн. : Регионалистика и этнополитология. : М. : РАПН, 2008.
Актуальной проблемой российской политической системы является низкая эффективность функционирования
институтов регионального представительства на федеральном уровне. В кризисе находится система российского бикамерализма, поскольку Совет Федерации в значительной степени утратил функции органа власти, представляющего региональные интересы, в связи со сложившейся практикой делегирования сенаторов. Также существуют проблемы, связанные с ролью Совета Федерации в законотворческом процессе и разграничении полномочий между двумя палатами российского парламента. ...
Добавлено: 23 апреля 2020 г.
Кошель А. С., Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России 2019 № 1 (12) С. 38-41
Справедливое общество характеризуется разделением властей, и наличием независимых парламента и судебных органов. Однако, если первоначально разделение властей задумывалось в теории права как ограничение власти монарха, то сегодня в силу возрастающего массива законодательных актов и вопросов, по которым именно парламент принимает решение, все больше возрастает необходимость усиления роли судебной власти по контролю и надзору над решениями ...
Добавлено: 9 декабря 2021 г.
Бардин Л. Н., М. : Издательская группа "Юрист", 2006
В книге представлены труды членов Российской академии юридических наук и материалы Международной научно-практической конференции РАЮН "Современное законотворчество: теория и практика (к 100-летию Государственной Думы России)", прошедшей в Москве 22-23 декабря 2005 года. ...
Добавлено: 17 января 2014 г.
Захаров А. В., / Высшая школа экономики. Series WP7 "Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике". 2008. No. 01.
Проведен факторный анализ выборки российского электората, получена двумерная карта идеологических предпочтений россиян. Показано, что электорат различных партий имеет разные идеологические предпочтения. Регионом с наиболее поляризованным электоратом является Москва. На основе полученных данных оценена модель множественного выбора, в которой полезность респондента при голосовании за ту или иную партию зависит от расстояния от его позиции на идеологической ...
Добавлено: 23 марта 2013 г.
Кошель А. С., В кн. : "Ломоносов 2008". Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых по фундаментальным наукам. Тезисы докладов. : МГУ, 2008. С. 1-2.
В докладе озвучены выводы исследования, посвященного формам и методам работы Законодательного Собрания Вологодской области ...
Добавлено: 9 декабря 2021 г.
Масленникова С. В., В кн. : Очерки идеологии постсоветского конституционализма: сборник научных трудов. : Х. : Право, 2013. С. 98-112.
В статье выделяются такие социальные основания власти как нация, нация, элиты, стихийные силы политического рынка. Отмечается, что идеалистический взгляд на социальные основания власти не соответствует современным реалиям. Достаточно давно описаны издержки положения о правлении нации, народа. Предлагается учитывать рационалистический подход в закреплении в конституциях социальных оснований власти. Приводятся примеры конституций ряда зарубежных государств, в которых ...
Добавлено: 14 марта 2014 г.