?
Digital countries: особенности цифровизации образования в России, Венгрии и Германии
Образовательная политика. 2021. Т. 87. № 3. С. 106-118.
Королева Д. О., Науширванов Т. О.
В статье сравниваются стратегии образовательной цифровизации и их роль в период перехода на дистанционное обучение в связи с пандемией COVID-19 в трех странах: России, Венгрии и Германии. По результатам проведенного анализа образовательных стратегий и публикаций в СМИ, а также интервью со страновыми экспертами, удалось показать сходства и различия между подходами к образовательной цифровизации, выявить особенности перехода на дистанционное обучение в связи с пандемией, а также оценить будущий потенциал использования образовательных технологий в школах.
Экстренный переход к массовому дистанционному высшему образованию в марте 2020 г. актуализировал дискуссии о влиянии новой образовательной реальности на образовательное неравенство. Проведено исследование с целью оценить связи между характером трудностей, возникающих у студентов в условиях дистанционного обучения, и их социально-экономическим статусом. Эмпирической базой послужили данные всероссийского опроса студентов, реализованного в конце марта—начале апреля 2020 г. ...
Добавлено: 17 марта 2021 г.
Озорнина Н. Ю., Ефимова П., Тимошенко Н. и др., Образование и саморазвитие 2022 Т. 17 № 4 С. 150-164
В 2020 году распространение эпидемии коронавируса привело к массовому переходу школ на дистанционное обучение, последствия которого необходимо изучить. Все участники образовательного процесса вынуждены адаптироваться к новым обстоятельствам, перестраивать способы коммуникации, распределение времени, формы досуга под новую реальность. Данная статья посвящена изучению опыта обучения, общения и досуга подростков в условиях закрытия школ, факторов риска в контексте ...
Добавлено: 24 декабря 2022 г.
На сегодняшний день цифровизация является одним из наиболее обсуждаемых трендов современного образования. Повсеместный доступ к сети интернет, использование интерактивных досок, программных пакетов, вебинары, видеоконференции, электронные библиотеки, репозитории становятся привычными элементами образовательной среды. Следующий шаг – интеграция цифровых технологий и сервисов в процесс обучения.
Новая “волна цифровизации” [Королева, 2016] связана с принятием национального проекта “Образование”, в котором ...
Добавлено: 26 сентября 2019 г.
Доступность кредитования для высокопроизводительных компаний — важный фактор восстановления экономической активности после шока. В статье рассмотрено, как в разрезе уровней производительности российских компаний изменилась выдача кредитов в 2020 г. в условиях кризисной ситуации и расширения мер государственной поддержки бизнеса по сравнению с 2019 г. Анализ показал, что в 2020 г. объем выданных рублевых кредитов вырос ...
Добавлено: 12 октября 2021 г.
Давыдов С. Г., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2021 № 2 С. 403-422
Массовый переход россиян на удаленную работу во время пандемии COVID‑19 стал возможен благодаря достигнутому уровню цифровых компетенций, ключевой составляющей цифровой грамотности. Статья основана на материалах измерения самооценки цифровых компетенций взрослого населения России, совместно проведенного в конце апреля 2020 г. ВЦИОМ и «Социал Бизнес Групп». Предложена
классификация цифровых компетенций, востребованных как в повседневных, так и в профессиональных
практиках. Выделены четыре квартиля цифровых компетенций в ...
Добавлено: 10 мая 2021 г.
Савинская О. Б., Социологические исследования 2014 № 11 С. 83-90
Дан обзор ситуации с дошкольным образованием в России: слабых сторон государственных детских садов и причин развития негосударственного сектора в этой сфере. На базе 30 глубинных интервью описываются практики функционирования частных детских садов, систематизируются барьеры развития и формы государственной поддержки. Делается вывод о необходимости корректировки законодательства и предлагается комплекс мер государственной поддержки негосударственного сектора. ...
Добавлено: 7 октября 2014 г.
Ефанов А. А., Человек 2023 Т. 34 № 4 С. 58-75
В статье представляется динамика медиаэффектов инфодемии коронавируса (COVID-19). Используется комплекс методов: кейс-стади; систематизация; интент-анализ; вторичный анализ социологических и статистических данных. Хронологические рамки исследования: 1 марта – 30 июня 2020 года. По итогам проведенного исследования делается вывод, что первая «волна» пандемии коронавируса наиболее отчетливо продемонстрировала замещение доминирующих медиаэффектов. Если с середины марта до конца апреля 2020 ...
Добавлено: 7 января 2024 г.
Исаева А. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2021 Т. 18 № 3 С. 491-505
Данная статья посвящена проблематизации виртуальной жизни личности. В основу работы заложено теоретическое развитие модели топологии жизни Е.Б. Старовойтенко – предложены виртуальное и предметно-фигуративное пространства; а также предложено осмысление новых перспектив модели генеза значимых отношений Я-Другой в контексте тотальной цифровизации социальных и личных отношений, постепенной утраты телесности в них. Обсуждаются проблемы коммуникации, деятельности и отношений личности ...
Добавлено: 19 октября 2020 г.
Савинская О. Б., / Высшая школа экономики. Series EDU "Education". 2015. No. 26/EDU/2015.
В статье описывается процесс разработки инструмента родительского оценивания дошкольного образования и качества услуг муниципального детского сада. Родительская точка зрения необходима как часть комплексной независимой оценки качества в построении обоснованной образовательной политики. Подчеркивается значимость института дошкольного образования в реализации принципов государства всеобщего благосостояния: кроме образования он выполняет социальную роль, оказывая поддержку семье с детьми. Указывается важность ...
Добавлено: 29 апреля 2015 г.
Белоусова В. Ю., Чичканов Н. Ю., Grigoriy Gashnikov и др., Foresight and STI Governance 2023 Vol. 17 No. 1 P. 7-17
В кризисных ситуациях крупные компании вынуждены превентивно адаптироваться к радикальному изменению внешней среды с учетом действий партнеров и конкурентов. Пандемия COVID-19 стала таким трансформирующим контекстом, ускорив цифровизацию различных сфер экономики. В статье проанализирована деятельность крупнейших банков, выводящих на российский рынок новые услуги на основе цифровых технологий. Предлагая такие услуги, банки формируют комплексные высокотехнологичные платформы, не ...
Добавлено: 24 марта 2023 г.
Радина Н. К., Полис. Политические исследования 2021 № 1 С. 110-124
В статье в контексте популярной критической геополитики анализируются образы стран в новостях российских медиа о пандемии COVID-19. 465 текстов российских СМИ (1.01.2019 – 20.03.2020) были идентифицированы на основании ключевого слова «коронавирус» и обработаны методами компьютерной лингвистики. Для восточных стран (Китай, Иран, Южная Корея и Япония) и западных (США, Италия, Испания, Франция), а также для «России», ...
Добавлено: 17 сентября 2020 г.
Помимо удовлетворения амбиций или узких бизнес-интересов создателей и инвесторов потенциал стартапов связан с адаптацией к глобальным вызовам и выявлением будущих трендов. За период 2013–2020 гг. в регионах России появилось менее 10 тыс. новых высокотехнологичных компаний с ненулевой выручкой, и их число неуклонно сокращается (на 40% с 2015 г.; под давлением кризиса, вызванного пандемией COVID-19, — ...
Добавлено: 31 января 2022 г.
Поддьяков А. Н., Образовательная политика 2012 № 6 С. 34-53
В 2012 г. участникам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA впервые в истории массового тестирования были предложен новый тип задач – интерактивные. В статье дается их анализ. Представлено стоящее за ними научное направление – психология решения комплексных задач в сложной многофакторной среде, требующей поиска, экспериментирования, управления в условиях неопределенности. Обсуждаются открывающиеся возможности и ...
Добавлено: 16 ноября 2013 г.
Абалмасова Е. С., Егоров А. А., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2022 № 6(172) С. 130-153
В работе анализируются меры финансовой поддержки, которые осуществлялись в разных национальных системах высшего образования в период пандемии COVID-19. Анализ базируется на кейсах восьми стран, в том числе России. Приводятся ключевые характеристики реализованных мер поддержки вузов и интервенций, в частности основные группы стейкхолдеров, на которые была направлена поддержка, характер интервенций с точки зрения их продолжительности, общий ...
Добавлено: 30 января 2023 г.
Антонова В. А., Коммуникации. Медиа. Дизайн 2021 Т. 6 № 3 С. 23-41
В статье анализируется влияние пандемии COVID-19 на российский подкастинг. Рассматриваются тенденции, которые зародились в этой сфере в связи с пандемией, в частности рост интереса российских слушателей к подкастам и рост числа выпускаемых подкастов, в том числе посвященных непосредственно пандемии. Автор изучает, как коронавирус повлиял на контент популярных российских подкастов, вошедших в топ-10 «Яндекс.Музыки» по итогам ...
Добавлено: 8 ноября 2021 г.
Давиденко М. А., Порецкова А. А., Уткина В. В., Journal of Social Policy Studies 2023 Vol. 21 No. 1 P. 95-106
В ответ на первую волну распространения вируса COVID-19 федеральное правительство России отреагировало введением ряда реформ, в числе которых был перевод на дистанционную работу. Данная статья концептуализирует пандемию как внешний шок, который повлиял на рабочее взаимодействие в организациях как на индивидуальном, так и на структурном уровнях. Фокусируясь на женщинах – государственных служащих, работающих в федеральных органах ...
Добавлено: 5 января 2022 г.
Давлатова М. А., Мир психологии. Научно-методический журнал 2023 № 1 С. 86-100
В статье представлены некоторые результаты исследования, посвященного изуче- нию трансформаций в проектировочном компоненте профессиональной деятельности учителей в условиях применения моделей «перевернутый класс» и «ротация станций» смешанного обучения и установлению взаимосвязи между выявленными трансформа- циями и мотивацией учеников к обучению. В фокусе статьи — ключевые изменения в организации обучения, вызванные применением указанных моделей и отношением учеников ...
Добавлено: 14 мая 2023 г.
Сорокин П. С., Фрумин И. Д., Policy Futures in Education 2022 Vol. 20 No. 2 P. 201-214
Добавлено: 8 августа 2021 г.
Добавлено: 9 апреля 2021 г.
В информационном бюллетене исследуются условия для выявления и развития талантов детей в массовой общеобразовательной школе. Анализируется субъективное восприятие родителями и педагогами детской одаренности, возможностей ее развития на базе школы. Рассматриваются особенности запроса семей на создание условий для выявления и развития талантов. Описывается актуальное положение дел в части специализации школ (или образовательных программ), которая обеспечивает углубленное ...
Добавлено: 29 июня 2022 г.
Монография является итогом работы III Международной конференции «Восток и Запад на этапе новых трансформаций: постковидные изменения», организованной Школой регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ 17-18 ноября 2021. ...
Добавлено: 26 января 2023 г.
Ларионова В. А., Семенова Т. В., Шмелева Е. Д. и др., Университетское управление: практика и анализ 2020 Т. 24 № 4 С. 22-29
Весной 2020 года в связи с угрозой распространения COVID–19 большинство российских университетов перешли на дистанционное обучение. Вынужденный переход предъявил новые требования преподавателям и студентам, которые были вынуждены оперативно подстраиваться к новым образовательным условиям. Эти изменения вызвали опасения о качестве обучения в дистанционном формате. Цель данного исследования состояла в выявлении категорий студентов, которые в большей степени ...
Добавлено: 20 декабря 2020 г.
Ерицян К. Ю., Русакова М. М., Александрова А. А. и др., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2021 № 3 С. 250-270
На основании данных репрезентативного опроса жителей Санкт-Петербурга (N = 1226) исследуются изменения в занятости горожан, произошедшие в период пика ограничительных мер и режима самоизоляции, введенных в связи с пандемией коронавируса, а также связь этих изменений с психологическим благополучием
горожан.
В результате исследования выявлено, что преобладающее большинство петербуржцев столкнулись с негативными трансформациями как формата работы, так и условий ...
Добавлено: 14 октября 2021 г.
Дейнека О. С., А.А. Максименко, Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) 2020 № 2(55) С. 28-39
Представлен обзор исследований зарубежных авторов, опубликованных в период с декабря 2019 года по апрель 2020 года на тему распространения в социальных сетях информации о новой коронавирусной инфекции COVID-19. Рассматривается соотношение достоверной и ложной информации в социальных медиа на фоне пандемии. Ученые из Китая, а также Италии, Японии, Испании, Франции и других стран анализируют воздействие инфодемии ...
Добавлено: 17 июля 2020 г.