?
Jihad as an Individual Duty (farḍ al-ʻayn) in the Ideology of Circassian Sultans (1382–1517)
Iran and the Caucasus. 2021. Vol. 25. No. 4. P. 352-365.
Зеленев Е. И., Илюшина М. Ю., Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки 2021 Т. 23 № 1 С. 55-71
Статья посвящена изучению развития теории и практики джихада в период правления черкесских султанов в Египте и Сирии (1382–1517). Цель исследования – проследить развитие ключевых аспектов концепции джихада, выявить особенности ее восприятия в государстве мамлюков. В качестве существенной характеристики теории джихада в мамлюкский период выделена трактовка джихада как farḍ al-ʿayn – личной обязанности каждого мусульманина.
В изучении ...
Добавлено: 10 мая 2021 г.
Зеленев Е. И., Илюшина М. Ю., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика 2013 № 3 С. 41-53
На основе арабских источников, среди которых важное место занимает хроника выходца из мамлюкской среды Бейбарса аль-Мунсури (ум. в 1325 г.), а также классических работ в области востоковедения, исследований современных российских и зарубежных ученых в статье рассмотрены основные события политической истории Египта и Сирии в период правления султана Бейбарса (1260-1277), который считается подлинным основателем державы мамлюков. ...
Добавлено: 28 сентября 2014 г.
Илюшина М. Ю., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика 2013 № 4 С. 32-45
На основе опубликованных и рукописных арабских источников, а также классических работ в области востоковедения, исследований современных российских и зарубежных ученых в статье рассмотрены основные события политической истории Египта и Сирии в период правления султана Баркука (1382-1389; 1389/1390-1399). ...
Добавлено: 28 сентября 2014 г.
Зеленев Е. И., Илюшина М. Ю., Iran and the Caucasus 2024 Vol. 28 No. 1 P. 30-41
Добавлено: 25 марта 2024 г.
Рогожина А. А., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология 2019 № 61 С. 93-103
В статье рассматривается процесс, который можно обозначить как «обмен святыми» между Египтом и Сирией. Коптские синаксари и богослужебные книги содержат памяти не только местных святых, которые происходили из Египта и претерпели там мучения, но и большого количества «иностранных» святых, которых Коптская Церковь впоследствии усвоила себе – например, мучеников из Антиохии, чьи мощи, согласно коптской традиции, ...
Добавлено: 30 октября 2019 г.
Илюшина М. Ю., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика 2014 № 1 С. 35-43
В статье представлен обзор арабских источников по истории мамлюкского Египта (XIII-XVI вв.), имеющихся в рукописном собрании Берлинской государственной библиотеки. Наряду с широко известными хрониками и энциклопедиями упомянуты неопубликованные сочинения, некоторые из них описаны более подробно, приводится перевод отрывков из двух рукописей по фурусии. ...
Добавлено: 15 июня 2014 г.
Илюшина М. Ю., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика 2015 № 3 С. 68-76
«Ал-Канун ал-вадих фи му‘аладжат ал-джаварих» («Ясный канон в лечении хищных птиц») был написан в XIII в. и посвящен вопросам содержания, тренировки классификации охотничьих птиц, болезням хищников и способам их лечения. Научная библиотека им. М.Горького СПбГУ располагает одним из двух известных научному сообществу списков этого трактата, текст которого не издан до настоящего времени. представляет собой малоизученный ...
Добавлено: 30 ноября 2015 г.
Илюшина М. Ю., Вестник Пермского университета. Серия: История 2019 № 2 (45) С. 53-61
Караман как независимый эмират в Малой Азии просуществовал более двухсот лет (XIII–
XV вв.). Его история связана с политическими и экономическими интересами одного из
крупнейших мусульманских государств позднего Средневековья – Султаната Мамлюков (1250–
1517). Через территорию Карамана проходили важнейшие торговые пути, осуществлялась
поставка военных рабов для мамлюкской армии. Нарушение этих поставок угрожало военной
мощи и самому существованию Султаната Мамлюков, поскольку ...
Добавлено: 23 октября 2019 г.
Илюшина М. Ю., Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки 2022 Т. 24 № 3 С. 272-283
К числу наименее изученных проблем в истории Султаната мамлюков (1250–1517) относятся принципы и динамика взаимодействия мамлюков с административным аппаратом, к службе в котором привлекались представители местной элиты. В статье рассматриваются вопросы, связанные с происходившей на протяжении всего бурджитского периода ( 1382–1517) трансформацией мамлюкского административного аппарата. Уже в XIII–XIV вв. началось постепенное смещение представителей гражданского населения ...
Добавлено: 29 октября 2022 г.
Илюшина М. Ю., Восток. Афро-азиатские общества: история и современность 2021 № 1 С. 31-41
Историю правления султанов-мамлюков в Египте и Сирии принято разделять на два периода: бахритский (1250–1382) и бурджитский (1382–1517). В течение почти ста лет, предшествовавших бурджитскому перевороту, султанами в Египте становились представители одной семьи – дети и внуки султана Калауна (1280–1290). Первый бурджитский султан аз-Захир Баркук (1382–1399) добился смещения малолетнего наследника из династии Калаунидов и захватил власть. ...
Добавлено: 10 мая 2021 г.
Илюшина М. Ю., Восток. Афро-азиатские общества: история и современность 2019 № 4 С. 20-33
Статья посвящена ключевым событиям и тенденциям политического развития государства султанов-бурджитов (1382–1517) при Джакмаке (1438–1453), правление которого открывает один из наименее исследованных периодов в мамлюкской истории. В первой части работы проанализированы события, связанные с приходом Джакмака к власти, и особенности мамлюкской системы престолонаследия, подчеркивается, что важную роль в карьере Джакмака сыграло его трехлетнее, довольно длительное по ...
Добавлено: 23 октября 2019 г.
Илюшина М. Ю., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика 2014 № 3 С. 17-25
Статья подготовлена на основе неопубликованной рукописи из Государственной библиотеки Берлина и посвящена поэтической трилогии о правлении мамлюкских султанов, которая была написана двумя авторами - Мухаммадом Шамс-ад-Дином аль-Ба‘уни (1378-1466) и его племянником, Мухаммадом б. Йусуфом б. ’Ахмадом аль-Ба‘уни (ум. в 1505 г.). ...
Добавлено: 12 марта 2015 г.
Илюшина М. Ю., St. Petersburg Annual of Asian and African Studies 2015 Vol. IV P. 71-85
Добавлено: 28 ноября 2016 г.
Илюшина М. Ю., Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук 2013 № 4(12) С. 232-242
В статье рассматривается внешнаяя политика Султаната Мамлюков в период правления Барсбея. ...
Добавлено: 28 сентября 2014 г.
Илюшина М. Ю., Вестник Пермского университета. Серия: История 2022 Т. 57 № 2 С. 33-41
Мамлюки, рабы-воины полиэтнического происхождения, захватили власть в Египте в XIII в. и более двухсот пятидесяти лет оставались независимыми правителями основанного ими государства. Мамлюкские командиры составляли ядро политической элиты, во главе которой стоял султан. В последней трети XV в. проявились новые тенденции формирования политической верхушки мамлюкского государства, что нашло отражение в сочинении Абу-л-Бака’ Ибн ал-Джи‘ана (1443–1497) ...
Добавлено: 6 января 2023 г.
Илюшина М. Ю., Восток. Афро-азиатские общества: история и современность 2022 № 4 С. 241-254
В 1421 г. к власти в Египте пришел султан аз-Захир Татар. Он оставался на троне всего около трех месяцев, но в этот короткий срок, несмотря на напряженную борьбу с оппозицией, успел предпринять шаги, направленные на восстановление и укрепление благоприятных условий для коммерческих контактов с Йеменом, который в то время играл важную роль в системе международной ...
Добавлено: 6 января 2023 г.
Илюшина М. Ю., Восток. Афро-азиатские общества: история и современность 2023 № 3 С. 102-112
Начало правления аз-Захира Баркука (1382–1389; 1390–1399), первого бурджитского (черкесского) султана Египта, ознаменовало переход от династийного к нединастийному принципу передачи власти в Султанате мамлюков (1250–1517). Султаны завещали трон своим сыновьям, но эмиры смещали этих наследников, выдвигая лидера из мамлюкской среды. К началу третьего десятилетия XV в. нединастийная система престолонаследия приобрела устойчивый характер, а кратковременное правление султана-наследника ...
Добавлено: 2 июня 2023 г.
Илюшина М. Ю., Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук 2012 № 2 (6) С. 148-154
Статья основана на материалах хроники известного арабского историка Средневековья Мухаммада ибн ‘Ахмада ибн Ийаса (1448-1524). В работе представлено исследование информации о приближенных предпоследнего мамлюкского правителя Египта Кансуха аль-Гури (1501-1516) - Туманбайе - племяннике султана, Сари-ад-дине ’Абд аль-Барре ибн аш-Шихне - советнике по юридическим вопросам и Зайн-ад-дине Баракате ибн Мусе, который исполнял роль «инквизитора» в свите ...
Добавлено: 28 сентября 2014 г.
Илюшина М. Ю., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика 2016 № 3 С. 46-54
Аль-Малик ан-Насир Зайн-ад-Дин ’Абу-с-Са‘адат Фарадж (1399–1412) пришел к власти согласно воле и завещанию своего отца, основателя Султаната черкесских мамлюков (1382–1517) Баркука (1382–1399). Период его правления был ознаменован длительным политическим кризисом, в ходе которого определились основные принципы формирования черкесской политической элиты. ...
Добавлено: 17 октября 2016 г.
Шерстюков С. А., Известия Алтайского государственного университета 2018 № 5 С. 88-95
Обращения к религиозному (псевдорелигиозному) языку и символам были характерны для всех
участников начавшегося в 1914 г. глобального конфликта. Они позволяли придать межгосударственному противостоянию новое, «сакральное» измерение и одновременно историческую глубину. Это
происходило в условиях размывания границ между религиозным и нерелигиозным и являлось проявлением того, что сегодня описывается как процесс сакрализации политики и политизации религии.
Довольно часто, однако, речь шла ...
Добавлено: 5 октября 2020 г.
Алмазова Н. С., Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории 2019 Т. ХХ С. 264-287
Статья посвящена анализу концепции, лежащей в основе серии трудов (фундаментальных учебных пособий), написанных в последние десятилетия перед революцией крупнейшим российским историком Р.Ю. Виппером (1859—1954). В них обобщается материал по всем трем основным разделам истории древнего мира – древнему Востоку и стадиально близким ему обществам эгейского мира, древней Греции доэллинистического времени, древнему Риму до начала Принципата. Характерным ...
Добавлено: 2 октября 2020 г.
Milana Yu. Iliushina, St. Petersburg Annual of Asian and African Studies 2013 No. 2 P. 53-62
Добавлено: 15 июня 2014 г.
Зеленев Е. И., Азия и Африка сегодня 2015 № 5 С. 27-33
Методологически меньшинства не бывает без большинства и, наоборот, обнаружение большинства неизбежно сопровождается выявлением меньшинства. Практически во всех арабских странах, подверженных кризисным процессам 2011-2012 гг. и позднее, конфликт по линии раздела "меньшинство"- "большинство" определяет общий политический ландшафт. Этот тип конфликта проявляется в рамках кризиса политической идентичности, толкая личность к союзу с той или иной политической силой, ...
Добавлено: 9 июня 2015 г.
Демиденко С. В., Практика управления 2015
к пятидесятилетию строительства Асуанской плотины ...
Добавлено: 2 июня 2015 г.