?
ТЕОРИИ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО И ПРОГРЕССИВНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ
Предмет. Вопрос о соотношении прогрессивного и пропорционального налогообложения активно обсуждается в настоящее время во многих странах мира, в том числе и в России. Несмотря на вполне успешный переход к пропорциональной шкале обложения по налогу на доходы физических лиц в 2001 г., российская налоговая система носит незаконченный характер. Недостаточность мер по снижению уровня неравенства в обществе, налаживанию справедливого механизма перераспределения, сокращению разрыва доходов между различными категориями населения порождает необходимость осуществления комплекса преобразований системы подоходного налогообложения. Таким образом, предметом исследования является порядок исчисления налога на доходы физических лиц, анализ возможности введения прогрессивного налогообложения, проблем подоходного налога в России и путей их решения. Цели. Определение основных требующих корректировки аспектов существующей модели налогообложения доходов физических лиц, разработка собственных предложений в рамках перехода на прогрессивную шкалу налогообложения и дальнейшего реформирования налоговой системы. Методология. Методологической основой работы явились метод изучения и анализа научных статей и публикаций, учебной литературы по проблематике исследования, а также методы сравнения, моделирования, обобщения полученных результатов, статистический метод и др. Результаты. В настоящей работе была рассмотрена система подоходного налогообложения России, выявлены ее проблемы и определены перспективы. Была разработана модель распределения доходов по категориям налогоплательщиков, упрощающая процесс создания и совершенствования системы налоговых ставок. На ее основе была разработана новая система налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц в России. Выводы. Авторами сделаны выводы о недостатках пропорционального налогообложения, доказана целесообразность перехода на прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц с учетом основных направлений налоговой, бюджетной и социальной политики государства. Отдельное место уделяется введению необлагаемого минимума и проведению ряда других преобразований.