?
Антология Иоганнеса фон Гюнтера «Новый русский Парнас» в контексте литературных дискуссий начала 1910-х годов
Гл. 18. С. 304-340.
В статье впервые рассматривается первая немецкая антология поэтов Серебрянного века. В приложении дается перевод вступительной статьи составителя, ранее не известный научному сообществу. Антология Гюнтера позволяет составить представление об поэтической иерархии начала 1910-х гг., а также лучше понять основные векторы полемики 1910-х гг. о развитии русской модернистской литературы
В книге
М. : Новое литературное обозрение, 2021
Поселягин Н. В., Новое литературное обозрение 2019 № 157 С. 13-18
В статье, служащей введением к рубрике "Книга как событие", посвященном обсуждению трехтомной антологии "Формальный метод: Антология русского модернизма" под редакцией Сергея Ушакина, обсуждается вопрос - зачем нам сегодня нужны формалисты? Почему для современных гуманитарных наук по-прежнему актуально наследие сторонников формального метода 1920-х годов? Что сегодняшнему гуманитарию (и не только российскому) дает реактуализация, казалось бы, уже ...
Добавлено: 30 августа 2019 г.
Чабан А. А., В кн. : Писатель - критика - читатель (Механизмы формирования литературной репутации в России во второй половине XIX - первой третий ХХ в.). : СПб. : Издательство "Росток", 2022. Гл. 5. С. 239-280.
В статье на материале газетных и журнальных отчетов рассматривается история развития акмеистов и спецификах их течения ...
Добавлено: 28 января 2022 г.
Доброхотов А. Л., Studies in East European Thought 2017 Vol. 69 No. 4 P. 287-304
Добавлено: 20 декабря 2017 г.
Михаил Павловец, В кн. : На берегах Голубой Лагуны: Константин Кузьминский и его Антология. Сборник исследований и материалов. : СПб., Бостон : Academic Studies Press / Библиороссика, 2022. С. 336-359.
В статье сравниваются две разные стратегии составления поэтических антологий – Юрия Иваска и Константина Кузьминского и рассматриваются причины, по которым Юрий Иваск критиковала антологию “У голубой лагуны”. В нейтакже описываются правила, которым следовал К. Кузьминский при составлении своей публикации. В итоге делается вывод, что в случае с “У голубой лагуны” мы видим “тотальный проект” поэта-неоавангардиста, который отважился самостоятельно подвести итог 40 годам ...
Добавлено: 20 сентября 2022 г.
Oleg Lekmanov, , in : Hans Christian Andersen in Russia. : University Press of Southern Denmark, 2020. Ch. 2. P. 137-157.
О восприятии творчества Ханса Кристиана Андерсена акмеистами ...
Добавлено: 7 апреля 2020 г.
Лекманов О. А., М. : АСТ, редакция Елены Шубиной, 2020
Путеводитель по книге мемуаров Ирины Одоевцевой "На берегах Невы" ...
Добавлено: 20 октября 2020 г.
Чабан А. А., Тарту : University of Tartu Press, 2018
В диссертации рассматривается эволюция оценок Гумилева ведущих поэтовсимволистов: В. Брюсова, Ф. Сологуба, А. Белого, Вяч. Иванова, А. Блока ...
Добавлено: 29 ноября 2018 г.
Чабан А. А., Летняя школа по русской литературе 2018 № 2-3 С. 240-264
В статье подробно рассматривает реценпиция Н. Гумилевым творчества А.Белого. Основной акцент делается на печатный отклик Гумилева о книге стихов "Урна" ...
Добавлено: 11 февраля 2019 г.
Торшилов Д. О., Литературный факт 2018 № 10 С. 236-252
Лирика русского символизма изначально тяготеет к рефлексивности, которая заключается не только в распространенности философской лирики и в выборе предшественников, но и в понимании поэтического переживания как своего рода познавательного опыта, а также в процессе специфической сортировки и циклизации, а затем объединения циклов в целое рефлексивной лирической автобиографии. Исследуя лирику как форму мышления, Андрей Белый приходит ...
Добавлено: 1 февраля 2019 г.
Штейнер Е. С., Зеркало 2011 № 36 С. 111-117
Публикация архивной находки автора – считавшейся погибшей тетрадки стихов А.В.Коваленского (1897-1965), последнего поэта-символиста. Публикацию предваряет статья о Коваленском. ...
Добавлено: 13 марта 2013 г.
Чабан А. А., Русская литература 2018 № 1 С. 127-137
В статье рассматриваются три рецензии Гумилева на книги стихов Ф. Сологуба ...
Добавлено: 29 ноября 2018 г.
Кукулин И. В., Новое литературное обозрение 2019 № 160 С. 221-236
Виктор Соснора (1936—2019) — одна из наиболее заметных и наиболее парадоксальных по своему статусу фигур в русской поэзии второй половины ХХ века. В статье выдвинута и обоснована гипотеза о месте Сосноры в истории русской литературы. Предполагается, что, хотя Соснора публиковался в советских издательствах и считал адекватным для себя контекстом советских поэтов-шестидесятников, его поэтика имела больше ...
Добавлено: 19 января 2020 г.
Торшилов Д. О., AvtobiografiЯ: Journal on Life Writing and the Representation of the Self in Russian Culture 2018 № 7 С. 135-145
Яков Голосовкер развивал тему мифологизации автобиографии в тесной связи с принципами русского символизма (см. «Миф моей жизни»). Свидетельство этого — его неопубликованное письмо Андрею Белому, которое может быть датировано 1921 годом. временем, когда они оба участвовали в работе московской «Вольфилы». Возможно, что их встречи и творческая связь в конце 20-х гг. повлияла на образ Христа, ...
Добавлено: 1 февраля 2019 г.
М., Белград : Филологический ф-т Белградского университета, 2017
Сборник «Арабески Андрея Белого» подводит итог тому, что сделано мировым литературоведением за последние пять лет в изучении жизни и творчества крупнейшего русского писателя-символиста Андрея Белого (1880–1934). Интерес к Белому, к этой уникальной фигуре Серебряного века, со временем становится все более заметным, он стал ключевым автором для литературоведов XXI века. Исследуется влияние Андрея Белого на культуру, ...
Добавлено: 18 марта 2017 г.
Чабан А. А., В кн. : Текстология и историко-литературный процесс. Сборник статей. : М. : Лидер, 2014. Гл. 9. С. 122-140.
В статье рассматривается рецензия Н. С. Гумилева на первый том книги стихов Вяч. Иванова “Cor Ardens”, приводится широкий контекст отзывов других модернистских критиков (В. Я. Брюсов, А. Белый, А. А. Блок, И. Ф .Анненский). Выявляются общие для всех критиков, включая Гумилева, тематические доминанты, по которым формируется репрезентация Вяч. Иванова в литературной среде конца 1900 — начала ...
Добавлено: 16 апреля 2020 г.
Брылева К. В., Русская речь 2020 № 3 С. 77-87
Последний сборник Н. С. Гумилева «Огненный столп» существенно отличается от его предыдущих книг, поскольку в этом сборнике Гумилев отчасти возвращается к символизму. В статье рассматривается один из возможных факторов, способствовавших повторному обращению Гумилева к некогда отвергнутому им направлению, - пристальное чтение «Цветов зла» Ш. Бодлера, переводом и изданием которых поэт занимался в 1919-1921 годах в ...
Добавлено: 6 апреля 2022 г.
Чабан А. А., В кн. : Текстология и историко-литературный процесс: VIII Международная конференция молодых исследователей: сборник статей. Вып. 8.: Буки Веди, 2020. Гл. 9. С. 122-139.
В статье рассматривается рецензия Н. С. Гумилева на первый том книги стихов Вяч. Иванова “Cor Ardens”, приводится широкий контекст отзывов других модернистских критиков (В. Я. Брюсов, А. Белый, А. А. Блок, И. Ф .Анненский). Выявляются общие для всех критиков, включая Гумилева, тематические доминанты, по которым формируется репрезентация Вяч. Иванова в литературной среде конца 1900 — начала ...
Добавлено: 8 мая 2020 г.
Лагутина И. Н., Slavic Literatures (ранее - Russian Literature) 2015 Т. Volume 77 № Issue 4 С. 431-455
На основе автобиографических материалов (дневники и письма) из московского архива Э.Метнера реконструируется одна из жизнетворческих стратегий русского символизма, в основе которой находится культ Гете. ...
Добавлено: 3 марта 2015 г.
На берегах Голубой Лагуны: Константин Кузьминский и его Антология. Сборник исследований и материалов
СПб., Бостон : Academic Studies Press / Библиороссика, 2022
Константин Константинович Кузьминский (1940-2015), с присущей ему провокационностью часто подписывавшийся ККК, был одной из центральных фигур неофициальной литературной сцены Ленинграда. Еще до своей эмиграции в 1975 году он составил целый ряд антологий на основе своего богатейшего литературного и художественного архива советского андеграунда. После полугодичного пребывания в Вене и переезда в США в 1976 году Кузьминский ...
Добавлено: 13 сентября 2022 г.
Pavel Uspenskij, Slavic Literatures (ранее - Russian Literature) 2020 Т. 114-115 С. 203-217
The Review article discusses four new scholarly volumes focused on various problematic issues related to Russian Modernism. The essay debates major points of methodology and research topicality with respect to Russian Symbolism and the Avant-Garde.
Martha M.F. Kelly, Unorthodox Beauty. Russian Modernism and Its New Religious Aesthetic. Evanston, 2016.
Jonathan Stone, The Institutions of Russian Modernism. Conceptualizing, ...
Добавлено: 18 августа 2020 г.
Успенский П. Ф., Новый филологический вестник 2017 № 1(40) С. 158-169
Статья посвящена влиянию Гейне на поэзию Ходасевича. Хотя русская литературная традиция для Ходасевича была важнее, чем европейская, в его лирике обнаруживается ощутимый пласт поэзии Гейне. Обращение к Гейне в ранних стихах Ходасевича можно охарактеризовать как поверхностное. Оно необходимо либо для ироничного изображения любви (“Стихи о кузине”), либо для описания типизированного немецкого города (“В немецком городке”). ...
Добавлено: 4 апреля 2017 г.
Торшилов Д. О., Глухова Е. В., Вопросы литературы 2018 № 4 С. 122-172
В статье анализируется декламационная манера Андрея
Белого и ее исследование в работах С. Бернштейна. Несмотря на то,
что Белыйчтец воспринимался современниками как типичный
представитель «декадентской» манеры декламации, анализ свидетельств мемуаристов о чтении Белого позволяет понять утверждения С. Берн штей на и са мо го Бе ло го о сме не им ма не ры чте ния, а
проведенный впервые ...
Добавлено: 14 сентября 2018 г.
Чабан А. А., Русская литература 2022 № 2 С. 78-87
В статье реконструируется становление и развитие концепции С. К. Маковского относительно поэтической иерархии 1910-х годов. Отразившаяся в его мемуарах «Портреты современников» и «На Парнасе Серебряного века» картина соотношения литературных сил начала формироваться в споре со статьей В. М. Жирмунского «Преодолевшие символизм». Помимо самих воспоминаний, точка зрения мемуариста выявляется в пометах Маковского на конспекте этой статьи ...
Добавлено: 21 июня 2022 г.
Доронина А. А., Вопросы философии 2021 № 10 С. 138-144
Автор статьи обращается к самому «загадочному» произведению Иванова, которое стало, по существу, его интеллектуальным завещанием. Показано, что «Повесть о Светомире царевиче» представляет собой квинтэссенцию философского мировоззрения Иванова. Автор полагает, что в «Повести» находят свое художественное воплощение ключевые понятия культурфилософии Иванова: символ, миф, русская идея, стихия, а жанр произведения в значительной степени обусловлен характерным для поэтики Серебряного ...
Добавлено: 11 октября 2021 г.