?
Корпусные инструменты, маршруты и эксперименты в современной лингводидактике
Статья рассматривает корпусные исследования как инструмент изучения и обучения английскому языку, его регистровым особенностям, лексике и грамматике. В круг задач исследования включены некоторые аспекты обучения иностранному языку в вузе с привлечением корпусной статистики, упоминаются когнитивные и практические предпосылки эффективности такого подхода. Дается обзор становления корпусной лингводидактики, приводится реферативный анализ влияния корпусных исследований на отбор содержания обучения. Детально обсуждаются результаты лингвостатистических исследований разнородных по жанрам материалов больших диверсифицированных корпусов английской речи, повлиявших на формирование качественных и количественных характеристик словарного запаса обучаемого. Дидактическое осмысление корпусных данных привело к тому, что при отборе вокабуляра обучаемого, четче высвечены регистровые различия, введены новые дискурс маркеры, отражены средства хеджинга. Обусловленное тем, что язык относится к ранговым распределениям, покрытие (понимание) текстов растет медленно по отношению к количеству новых выученных слов, поэтому, начиная с запаса слов объемом 5–6 тыс. слов, целесообразно инвестировать усилия в наращивание тщательно отобранной лексики по релевантным для обучаемого тематикам, в том числе профессиональной направленности. Приводится ряд примеров корпусных исследований, проводимых в лингводидактических целях. Предлагаются способы трансформации этих исследований в аудиторные задания и деятельность, нацеленную на повышение осознанности [awareness-raising activities]. Статья последовательно рассматривает вариативные способы развития заданий с использованием сырых корпусных данных. В выводах дается дидактическое осмысление целесообразности использования при обучении уникальных материалов с опорой на корпус. Публикация пропагандирует корпус как обязательный формат предъявления знания, обсуждает преимущества освоения корпусных инструментов, как студентами, так и преподавателями. В выводах уделяется внимание возможным трудностям корпусного обучения, в частности трудоемкости формирования корпусных лингвоматериалов и даются рекомендации о дифференцированном подходе к отбору единиц обучения, которые следует освещать на уровне корпусного исследования.