?
ВОСПОМИНАНИЯ О ЧУДЕСАХ И КАМЛАНИЯХ ЭСКИМОССКОГО ШАМАНА: СОВРЕМЕННАЯ АТОМИЗАЦИЯ РИТУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И ПОСТСОВЕТСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ
В первой половине 1970-х гг. в преимущественно эскимосском
прибрежном селе Новое Чаплино (Чукотка) умер шаман по имени Аг’лю, о ко-
тором у его современников сохранилось множество воспоминаний. Аг’лю явля-
ется, с одной стороны, героем современного мифа, а с другой – героем относи-
тельно недавнего советского прошлого. Он уважаемый шаман, воплощение тра-
диции и чудесного дара, свойственного отдельным эскимосам, и одновременно
фокусник, шулер, обманщик, любивший выпить и всегда нуждавшийся в день-
гах для того, чтобы опохмелиться. Собранные зимой 2020 г. воспоминания о
подпольных шаманских камланиях послевоенного времени и анекдотических
чудесах, творимых Аг’лю, рассматриваются в контексте современной рефлек-
сии о «старой жизни» и постсоветской ностальгии по чувству общности и риту-
альной насыщенности, имевших место в тот период. Почему Аг’лю называли
«сильнейшим шаманом», а живших позже знающих эскимосов шаманами не
называли? Что нам говорят мемораты о шаманах о ритуальной динамике в при-
брежной Чукотке? Можем ли мы писать об исчезновении шаманизма у азиат-
ских эскимосов, или похороны этой традиции преждевременны?