• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 9 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Бондаренко Д. М. Сибирские исторические исследования. 2018. № 1. С. 167-199.

Статья основана на полевых материалах, собранных летом 2017 г., и посвящена явлению, возникшему лишь недавно, – православному старообрядчеству в восточноафриканском государстве Республика Уганда. Эта вера зародилась в России, но в Уганде все ее последователи принадлежат к коренным народам страны и, за исключением детей, осознанно обратились в нее, будучи взрослыми. В статье описываются недолгая на сегодняшний день история и современное положение старообрядческих общин в Уганде. Основное внимание при анализе собранных в ходе полевого исследования материалов уделяется вопросу о мотивах, побуждающих некоторых угандийцев менять вероисповедание, становясь православными старообрядцами. В частности, показывается, что подавляющее большинство из них мало осведомлено о старообрядческой доктрине, и эти люди не могут сказать, в чем заключаются сущностные отличия старообрядчества от других христианских вероучений. К старообрядчеству же их приводит поиск истинной веры, ассоциирующейся с первоначальным и потому в их понимании единственным правильным способом совершения христианских обрядов и ритуалов. В этом видится проявление чрезвычайно сложного взаимодействия автохтонных африканских культур с культурами неафриканскими: изменения первых под влиянием вторых при сохранении собственных первооснов, с одной стороны, и адаптации к этим первоосновам черт принесенных культур в процессе их интеграции в культуры народов Африки – с другой. Феномен угандийского старообрядчества также позволяет поставить и рассмотреть вопрос о том, как глобалистские и антиглобалистские тенденции проявляются в Африке в духовном (религиозном) контексте.

Добавлено: 9 апреля 2018
Статья
Опарин Д. А. Сибирские исторические исследования. 2016. Т. 4. С. 108-130.

Западная Сибирь, как и вся Арктика, в послевоенное время ста- ла местом притяжения мигрантов из европейской части страны, национальных республик и южных регионов Сибири. В  отличие от других  сибирских регио- нов, нефтегазовый Север до сих пор продолжает оставаться миграционным маг- нитом всего постсоветского пространства. Представлены результаты исследова- ния  современной  социокультурной  среды  села  Яр-Сале,  административного центра Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа. В фокусе ис- следования находятся миграционный опыт «новых» приезжих, а также их взаи- моотношения с коренным населением. Отдельное внимание в статье уделяется таким понятиям, как «местный» / «приезжий», «свой» / «чужой». Автор предпо- лагает, что границы между этими категориями являются гибкими, и приезжий может стать местным, а свой – чужим, и далеко не всегда этническая принад- лежность и длительность пребывания в регионе оказываются при этом решаю- щими факторами.

Добавлено: 13 октября 2017
Статья
Немировский А. А. Сибирские исторические исследования. 2019. № 3. С. 101-114.

В литературе длительное время велась дискуссия о природе сообщений юкагирских аманатов с Яны о серебряной горе при восточной реке Нероге в 1642 г. и сообщений юкагирских аманатов с Индигирки и Колымы о серебряной горе при восточной реке Нелоге в 1644 г. (эти показания 1644 г. были ответами на русские расспросы о реке, ставшей известной русским из показаний 1642 г.). Сообщения колымско-индигирских аманатов 1644 г. давно опубликованы, сообщения янских аманатов 1642 г. не публиковались и были известны лишь в отдельных цитатах и кратком пересказе. Исследователи стремились видеть в тех и других сообщениях сведения об одном и том же объекте, реальном или вымышленном. Однако недавно А.А. Бурыкин убедительно показал, что сообщения 1644 г. о Нелоге относятся к реке на Чукотке, впадающей в море северо-восточнее Анюя, в Чаунскую губу. Между тем изучение полного текста сообщений 1642 г., по нашему мнению, столь же однозначно показывает, что их Нерога – это река, впадающая в Охотское море (как иногда и предполагалось). Это расхождение мы предлагаем объяснять тем, что аманаты, которых допрашивали в 1644 г., на деле не знали ничего о той Нероге, которую имели в виду янские аманаты в 1642 г., и на допросе о ней рассказали об известной им реке с похожим названием вида Нелога, на деле другой, думая (или делая вид), что это и есть искомая река. Обе реки следует признать реальными, но различными.

Добавлено: 26 октября 2019
Статья
Опарин Д. А. Сибирские исторические исследования. 2016. Т. 1. С. 134-137.

В  2013  г.  Центром  изучения  Монголии  и  Сибири  (Centre  d’Études

Mongoles  et  Sibériennes)  в  сотрудничестве  с  Практической  школой

высших  исследований  (École  Pratique  des  Hautes  Études)  был  издан

масштабный  коллективный  труд  «От  антропологии  шаманизма  к  ан-

тропологии веры. Посвящается работам Роберты Амайон». Книга раз-

делена  на  4  части  –  «Взгляд  на  шаманизм»,  «Животные,  шаманы  и

сверхъестественное»,  «Формирование веры и  убеждения»,  «Тибетские

и  центральноазиатские  вариации»  –  и  включает  в  общей  сложности

37 статей.

Добавлено: 14 октября 2016
Статья
Рахманова Л. Я. Сибирские исторические исследования. 2019. № 4. С. 134-161.

Может ли дневник быть одновременно социальной хроникой и научным протоколом? Что означает в данном случае смешение жанров и текстовых структур? Статья представляет разнообразный спектр сельских дневников погоды, написанных рукой рыбака, медсестры, огородника, инспектора, музейного специалиста и объединенных общей идеей сочетания данных различного типа в одной структуре, на одной странице, т.е. являющих собой особый тип гибридного документа. Уникальность ситуации состоит в том, что, сопрягая сведения разного типа (метеорологические, финансовые, исторические, биографические, инфраструктурные), полученные из разных источников (начиная от инструментов фиксации температуры и заканчивая личными ощущениями, слухами и интернетом), авторы дневников косвенно участвуют в производстве иного типа знания, которое рождается на местах стыковок, наложений и параллелей между явлениями и фактами, оценками и сарказмом, поэтическими описаниями и хроникой природной катастрофы. Анализируя структуру дневника, специфику их языка, основные компоненты, цели, с которыми они ведутся, автор раскрывает природу процессов, которые происходят благодаря самому акту письма, и показывает, почему сам дневник является в некотором смысле лабораторией. Однако что производит данная лаборатория? Можем ли мы применить к ней ту логику описания, которую Латур применяет, описывая процесс производства научных статей? Что происходит с текстом, записанным на страницах сельского дневника погоды и текст ли это? В данной статье предпринята попытка ответить на эти вопросы и «перевернуть» логику «перевода», предлагаемую акторно-сетевой теорией

Добавлено: 31 января 2020
Статья
Калеменева Е. А. Сибирские исторические исследования. 2018. № 2. С. 181-200.

Статья посвящена анализу институциональных изменений экономических исследований советского Севера в середине 1950-х гг., благодаря которым меняется концепция северных районов СССР. На примере деятельности Комиссии по проблемам Севера при СОПС АН СССР и работ ее создателя С.В. Славина в статье раскрыты причины и механизмы изменений принципов освоения советского Севера в послесталинское время. Комиссия по проблемам Севера стала главным координационным центром, связывающим разнообразные научные учреждения в центре и на местах, плановые инстанции и промышленные ведомства для выработки новых схем освоения Севера без применения принуди-тельного труда. На основе опубликованных работ С.В. Славина и неиспользовав-шихся ранее архивных материалов показано, как с середины 1950-х гг. Славин стал активно формулировать новую концепцию советского Севера, смещая акценты с диктата развития промышленности на необходимость создания благо-приятной среды для человека на Севере.

Добавлено: 3 июля 2018
Статья
Опарин Д. А. Сибирские исторические исследования. 2015. № 4. С. 30-46.

Статья посвящена современной системе имянаречения и вариативности комплекса представлений эскимосов о личном имени. Особенное внимание я уделяю анализу социальной жизни имени и характеристике «традиционного» имянаречения в современном контексте. Комплекс традиционных представлений эскимосов о личном имени, важнейшей составляющей которого является система имянаречения, продолжает оставаться актуальным практически среди всех групп этого арктического народа на обоих континентах, несмотря на длительную историю таких процессов, как христианизация и паспортизация, а также инкорпорацию европейских имен и введение фамилий. Имянаречение, являющееся частью ритуального пространства, напрямую связано с эскимосскими представлениями о бессмертии души и о взаимодействии мира живых с миром умерших.

Добавлено: 16 октября 2016
Статья
Широков А. А., Соколова Е. К., Шевченко С. Ю. Сибирские исторические исследования. 2018. № 3. С. 9-31.

В статье рассматривается опыт проведения междисциплинарной лаборатории, изучающей проблематику тела и телесной репрезентации в контексте интернета. В результате лаборатории было реализовано восемь индивидуальных проектов исследований тела в интернете, а также проведена коллективная рефлексия опыта работы дистанционной команды. В качестве основного фокуса внимания выбраны форма и методы коллективного исследовательского проекта, изучающего тела в интернете посредством самого интернета: исследующего тела других, но также рефлексирующего собственный опыт. Вслед за работой о жизни научной лаборатории Латура авторы статьи ставят задачу рассмотреть на эмпирическом материале возникающую новую форму: распределенные междисциплинарные исследовательские проекты, претендующие на статус альтернативных лабораторий XXI в. Использование предметного поля, связанного с телом, а также технологиями опосредования телесной репрезентации и телесно-сенсорного опыта, с одной стороны, преследует цель объединения оф- и онлайн-опыта в единое целое, а с другой – предоставляет возможность увидеть возникающую в онлайн-практиках дистанцию. Тело предстает не только как опыт, here body, но как форма – индивидуальная, коллективная, множественная, распределенная, динамическая, тогда как необходимость технологического опосредования становится вызовом для вовлеченности в совместную работу, кооперации и, в широком смысле, интеграции. Новая, «подключенная» к интернету реальность распределенных исследовательских проектов требует от участников особых навыков и мотивации, без которых междисциплинарность на практике становится неосуществимой. Повышение сложности системы и доступности для участников, кажущейся близости, наблюдается одновременно с процессами атомизации – онтологической, социальной, а также физической, ощущаемой на уровне телесно-сенсорного опыта, которую возможно преодолеть.

Добавлено: 3 декабря 2018
Статья
Буркова В. Н., Феденок Ю. Н. Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 6-35.

Представлены основные результаты в области этологии чело- века в России, достигнутые самостоятельной научной школой под руководством профессора, доктора исторических наук Марины Львовны Бутовской. Описаны результаты исследований по таким направлениям, как реконструкция ранних этапов эволюции человека, изучение психической нормы и патологии, невер- бальная коммуникация (пространственное поведение, жестовая коммуникация) и ритуализованное поведение, альтруизм и кооперация, эмпатия, агрессивное и постконфликтное поведение, буллинг, выбор брачного партнера и репродуктив- ное поведение человека, родительский фаворитизм, изучение традиционных культур Восточной Африки, социально-психологическая адаптация человека в новой культурной среде.

Добавлено: 13 ноября 2019