?
Феномен уединения в психологических исследованиях: актуальные подходы и перспективы
Мир психологии. Научно-методический журнал. 2020. № 1. С. 176-187.
В статье представлен теоретический обзор современных исследований, посвященных феномену уединения. Производится дифференциация терминов «уединение» и «одиночество». Предлагаются три подхода к пониманию одиночества — как негативного состояния, экзистенциальной данности и комплексного переживания, которое может быть и негативным, и позитивным. А также два подхода к определению термина «уединение» — как объективной ситуации и феномена внутреннего мира личности. Обсуждаются дальнейшие перспективы исследования феномена уединения, например определение понятия «продуктивное уединение» и его личностных предпосылок, которые помогают проживать уединение конструктивным образом.
Ишанов С. А., В кн. : Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXII симпозиума. : ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2017. С. 83-86.
Статья посвящена исследованию феномена уединения в отечественных и зарубежных работах. На основе существующих исследований описываются критерии продуктивного уединения и раскрывается его роль для смысла жизни личности. Критерии могут быть использованы в эмпирических исследованиях уединения личности. ...
Добавлено: 24 февраля 2018 г.
Вдовенко В. В., Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2020 Т. 104 № 4 С. 114-127
В статье обосновывается, что современная творческая личность способна к реализации культурного потенциала самопознания и продуктивному проживанию уединения. Авторами разработаны и применены модели культурогенетических доминант и условий самопознания личности. Герменевтически выделено 8 тематических доминант самопознания творческой личности; среди условий самопознания акцентирована ситуация уединения. Разработанные модели получили преломление в авторских методиках и эмпирическую верификацию в ка- чественно-количественном ...
Добавлено: 24 января 2021 г.
Леонтьев Д. А., Counselling Psychology Quarterly 2019 Vol. 32 No. 3-4 P. 548-562
Добавлено: 28 августа 2019 г.
Представлен современный взгляд на проблемы педагогики в медицине и высшем медицинском образовании. Данная книга поможет сориентироваться в основных категориях педагогики, понять цели, принципы, методы и формы обучения в медицинском вузе, выявлять педагогические аспекты в деятельности врача, а также осознать роль педагогики как гуманитарного знания в профессиональном и личностном становлении, повысить свою профессиональную и нравственную культуру.
Соответствует ФГОС ВО последнего поколения.
Для студентов медицинских вузов и практикующих врачей-педагогов. ...
Добавлено: 29 октября 2020 г.
Леонтьев Д. А., Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия 2011 № 2(19) С. 101-108
Статья посвящена комплексному анализу феномена одиночества, рассматриваемому не только как негативное переживание социальной депривации, но и как позитивное условие личностного развития. Анализируется связь одиночества с общими условиями личностного развития, различные формы субъективного переживания одиночества, аутокоммуникативные механизмы вклада одиночества в саморазвитие личности. ...
Добавлено: 31 мая 2013 г.
В учебном пособии представлен современный взгляд на проблемы педагогики в высшем медицинском образовании.
Книга поможет сориентироваться в основных категориях педагогики, понять цели, принципы, методы и формы практокоориентированного обучения в медицинском вузе, выявлять психолого-педагогические задачи в деятельности врача. Пособие раскрывает роль педагогики как гуманитарного знания, как основы психолого-педагогической компетентности специалиста, ее значение в профессиональном и личностном развитии, становлении профессиональной и нравственной культуры будущих врачей. ...
Добавлено: 10 ноября 2020 г.
Семенов И. Н., Водопьянов Д. А., Аткишкина Е. В., Акмеология 2012 № 2 С. 144-145
В статье рассматривается профессиональное саморазвитие представителя современной молодежи в условиях постоянно изменяющегося общества. Определена роль рефлексии в профессиональном саморазвитии, представлены некоторые результаты эмпирического исследования, посвященные оценке эффективности деятельности. ...
Добавлено: 20 ноября 2012 г.
Антонова А. В., Ковров В. В., Rivista della Società Italiana di Ricerca Didattica 2013 Vol. VI No. 10 P. 107-114
The article is devoted to the concept of the psycologically safe educational enviroment. Metodological and the theoretical bases of psychological safety of educational enviro- ment are presented. A particular attention is devoted to the im- pact of this construct on communication between peers. The article suggests criteria to evaluate psy- chological safety and ways of its organiza- ...
Добавлено: 9 ноября 2017 г.
Иванченко Г. В., Покровский Н. Е., М. : Логос, 2008
Анализируются философские, теоретико-социологические и психологические аспекты одиночества и аномии. Рассматриваются методологические подходы к феномену одиночества. Последовательно реконструируются этапы философского осмысления одиночества в истории мировой культуры. Освещаются некоторые историко-философские и социальные проблемы. Особое внимание уделяется современным теориям глобализации в ракурсе социологии личности и конструирования идентичностей. Раскрываются взаимосвязь и взаимозависимость аномии и одиночества в социальной теории, что ...
Добавлено: 21 августа 2013 г.
Осин Е. Н., Леонтьев Д. А., М. : Смысл, 2016
В руководстве приведены основные сведения о содержании, разработке и применении психодиагностической методики ДОПО (Дифференциальный опросник переживания одиночества). Методика имеет полную и краткую формы, содержащие 40 и 24 утверждений соответственно, которые оцениваются по 4-балльной шкале. ...
Добавлено: 30 августа 2016 г.
The paper presents a theoretical reconstruction of Lev Vygotsky’s project of theory of personality development and highlights Vygotsky’s relevance and heuristic value for the personality psychology of our days, especially positive psychology. The authors focus on several aspects of Vygotsky’s heritage. 1. General concept of personality within a non-classical framework. 2. The idea of self-mastery ...
Добавлено: 23 октября 2016 г.
Коренькова М. М., Вестник Института социологии 2019 Т. 10 № 29 С. 45-57
В связи с масштабными трансформациями современного общества произошли значительные изменения в образе жизни россиян. Данные изменения затронули как материальную, так и морально-ценностную сферы жизни современного человека. В статье рассматривается наметившаяся тенденция следовать экспертному мнению при совершении выбора и принятии решений как в бытовых, так и в профессиональных контекстах
жизни у россиян молодого и среднего возраста. Увеличившийся ...
Добавлено: 10 июля 2019 г.
С позиций парадигмы деятельностного подхода излагаются результаты экспериментального исследования развития младших школьников в различных системах обучения: традиционной, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Рассматриваются особенности и сравнительные показатели развития учащихся в каждой из систем.
Для научных работников, изучающих психолого-педагогические проблемы образования, учителей и методистов младших классов общеобразовательной школы. Может использоваться в учебном процессе педагогических ...
Добавлено: 26 октября 2012 г.
Золотарева А. А., Психология и право 2021 Т. 11 № 1 С. 2-13
В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению роли апатии в формировании мужского депрессивного синдрома у заключенных. На материалах анкетирования мужчин (N=151), отбывающих наказание в одной из колоний строгого режима г. Омска, построена эмпирическая модель, свидетельствующая о том, что формирование мужского депрессивного синдрома у заключенных является сложным поэтапным процессом, в котором на ранних стадиях происходит манифестация ...
Добавлено: 31 марта 2021 г.
Румянцева М. В., Логос 2016 Т. 26 № 4 С. 151-164
Статья является изложением доклада, прочитанного на радио «Свободный Берлин» в 1983 году. Статья вышла в сборнике «Скепсис и согласие». Доклады сборника во многом являются продолжением и детализацией позиции, впервые сформулированной автором в работе «Отказ от принципиальностей». Доклад «В защиту способности к одиночеству» рассчитан на широкую аудиторию, основные оппоненты в нем не называются. Имплицитным образом, тем ...
Добавлено: 24 октября 2016 г.
Михайловский А. В., Социологическое обозрение 2018 Т. 17 № 2 С. 62-86
Мартин Хайдеггер представляет собой редкий тип философа XX в., вся мысль которого строится как отрицание научного стиля размышлений и академического письма. Принципиальное значение эзотерического жеста хайдеггеровской философии заключается в том, что он не только служит ключом к пониманию всей архитектоники Полного собрания сочинений, но и позволяет заново поставить вопрос о статусе истины в ситуации современного ...
Добавлено: 11 июля 2018 г.
Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013
Коллективная монография является одним из итогов работы временного творческого коллектива из профессорско-преподавательского состава кафедры психологии по проекту 032-Ф Программы стратегического развития ПГГПУ на 2012-2016 гг. В монографии представлены результаты нескольких направлений исследований - изучение взаимосвязей социально-психологических характеристик родителей, их отношений к детям; установок женщин на рождение детей; развитие когнитивной и личностной сферы детей от дошкольного ...
Добавлено: 22 июня 2014 г.
Чигирева Е. С., Иностранные языки в школе 2017 № 9 С. 48-54
В основе исследования лежит вопрос о функционировании метафор и сравнений в педагогическом дискурсе. Автор рассматривает два направления изучения метафор и сравнений в педагогическом дискурсе – метафоры и сравнения как средство концептуализации педагогического процесса, с одной стороны, и, с другой стороны, метафоры и сравнения как прием для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется сети Интернет, ...
Добавлено: 30 сентября 2017 г.
Любимов Л. Л., Вопросы образования 2011 № 2 С. 193-204
Автор обсуждает наиболее важные и наиболее дискуссионные вопросы, связанные с проектом образовательного стандарта для старшей школы: смену парадигмы всеобуча на деятельностную парадигму, необходимость переподготовки учителей, изменение характера контроля общества над школой, сроки внедрения нового стандарта. Особое внимание уделяется базисному учебному плану: разделению предметов на изучаемые на базовом уровне и изучаемые профильно; необходимости сокращения числа изучаемых ...
Добавлено: 15 сентября 2012 г.
Осин Е. Н., Леонтьев Д. А., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 № 1 С. 55-81
В статье описаны результаты разработки методики «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (ДОПО-3). Методика создана на основе авторской модели отношения к одиночеству, согласно которой принятие одиночества как экзистенциального факта открывает человеку возможность ценить ситуации уединения и использовать их как ресурс для аутокоммуникации и личностного роста. Неприятие или страх одиночества, напротив, приводит к избеганию уединения, постоянному поиску социальных ...
Добавлено: 28 марта 2013 г.
Мн. : БГПУ, 2014
В сборник включены результаты исследваний студентов ведущих вузов Республики Беларусь и СНГ. ...
Добавлено: 17 ноября 2014 г.
Омск : Издательство ОмГТУ, 2018
Основные направления мтериалов сборника:
– социологическая наука – проблемы и перспективы;
– актуальные вопросы политической науки;
– актуальные вопросы социальной работы, социальной политики;
- социально-исторические аспекты деятельности силовых структур РФ;
– социальная психология, организационная психология;
– человек в коммуникативном пространстве;
– психология служебной деятельности;
– инженерная психология, психология труда;
– научное и инженерное творчество;
– отечественная история и архивоведение;
– терминоведение – проблемы и перспективы;
– физическая, ...
Добавлено: 5 сентября 2018 г.
Добавлено: 30 ноября 2018 г.
Корниенко Д. С., Руднова Н. А., Гордеева Т. О. и др., Социальная психология и общество 2023 Т. 14 № 2 С. 28-48
Цель. Анализ различий в проявлении зависимости от социальных сетей в связи с различной выраженностью характеристик социального здоровья (одиночества и социальной поддержки).
Контекст и актуальность. Одиночество и социальная поддержка рассматриваются как показатели социального здоровья подростка, характеризуя внутреннее переживание изолированности от других и широту круга контактов, к которым подросток может обратиться за помощью. Ранее вопрос об их соотношении в контексте ...
Добавлено: 28 июля 2023 г.