?
В.Н. Порус. От «логики смысла» ‒ к судьбам России (Размышление над книгой А.В. Смирнова «Всечеловеческое vs. общечеловеческое») // Вопросы философии, 2020, № 6. С. 201-213.
Сюжет книги образован двумя проблемными узлами. Первый из них сплетен
из вопросов о логических основаниях различных цивилизаций и возможностях
рационального контакта-диалога между ними. Обсуждение этих вопросов приво-
дит к выводу о том, что рациональное взаимопонимание между цивилизациями
возможно независимо от того, какие логики преобладают в каждой из них. Рацио-
нальность не сводится к соблюдению логических правил, поскольку разум не ис-
черпывается логикой, включает в себя рефлексию над онтологическими допу-
щениями, лежащими в основе языка, творческим воображением, принципами
практики. К его компетенции относятся также рефлексии над мировоззренчески-
ми интуициями. Современный рационализм порывает с априорностью критериев
рациональности, но признает разнообразие фундаментальных форм разумности.
Будущее человечества во многом зависит от того, сумеет ли оно сохранить это
разнообразие, не примиряясь с неизбежностью конфликта цивилизаций. Второй
узел – из вопросов об особой русской цивилизации, обладающей собственной
«логикой всечеловеческого», отличающей ее от «западной» цивилизации, которая
претендует на «общечеловеческий» характер своих принципов. Автор книги пы-
тается отвечать на эти вопросы, развивая идеи Н.Я. Данилевского и русских
«евразийцев». Однако нельзя сказать, что ему удается разрешить противоречия,
внутренне присущие этим идеям. Остается также открытым вопрос о связи упо-
мянутых проблемных узлов: как от обсуждения эпистемологических проблем пе-
рейти к анализу принципов, которые лежат в основании региональных и мировых
цивилизаций? Однако, бесспорно: разработки автора книги – мощный концепту-
альный стимул для дальнейшего философского осмысления исторических путей
России.