?
ЕВРИПИД "ДАНАЯ" FR. 324 KANNICHT
Вестник древней истории. 2019. Т. 79. № 1. С. 41-57.
Никольский Б. М.
В статье предлагается текстологическая и литературная интерпретация фрагмента из «Данаи» Еврипида (fr. 324 Kannicht). Статья показывает, что в данном фрагменте Еврипид обращается к приему рационализации мифа, не раз используемому им в своих трагедиях; в «Данае» эта рационализация преследует только драматическую, а не философскую цель. Кроме того, в статье опровергается распространенная среди ученых идея о том, что данный фрагмент начинает агон между Акрисием и Данаей, будто бы посвященный роли богатства в человеческой жизни. Фрагменты, обычно распределяемые между Акрисием и Данаей, должны все относиться к одной речи – к монологу Акрисия, обвиняющему Данаю в любви к богатству.
Научное направление:
Филология и лингвистика
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Никольский Б. М., Вестник древней истории 2019 Т. 79 № 3 С. 586-607
В статье предлагается интерпретация трагедии Еврипида «Гекуба». Как показывает тематический анализ трагедии, ее замысел состоит в том, чтобы подчеркнуть относительность обычных представлений о дружбе и вражде, предложив для них новый и абсолютный критерий – доблесть и низость. Такая тематическая структура соответствует политической цели, ради которой поставлена трагедия, – поставить под сомнение необходимость и благотворность военного ...
Добавлено: 2 февраля 2020 г.
Никольский Б. М., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология 2017 № 51 С. 48-65
Два важных мотива «Ипполита» Еврипида - мотивы речи и зрения. Они описывают две главные человеческие способности, которые в «Ипполите» обладают обязательной связью с незнанием и эмоциями; таким образом, эти мотивы оказываются связаны с традиционными в греческой судебной риторике оправдательными факторами. «Ипполит», тем самым, обнаруживает поразительное сходство с «Похвалой Елене» Горгия, где речь и зрение обсуждаются ...
Добавлено: 28 февраля 2019 г.
Костылева Т. В., Philologia Classica 2019 Vol. 14 No. 1 P. 144-148
Добавлено: 23 апреля 2019 г.
Никольский Б. М., Вестник древней истории 2017 Т. 77 № 2 С. 304-324
Статья посвящена анализу центрального мотива трагедии Еврипида «Елена» - мотиву обмана и иллюзии (ἀπάτη). В ходе пьесы значение этого мотива меняется с отрицательного на положительное: в первой половине обман является причиной горя и бед, а во второй - приносит счастье и оказывается нравственно благим. С одной стороны, такая структура близка построению софистических рассуждений за и против, известных как «Двойные речи». В то же время мотив ...
Добавлено: 28 февраля 2019 г.
Никольский Б. М., Вестник древней истории 2020 Т. 80 № 2 С. 340-353
В статье предлагается интерпретация трех пассажей из пролога «Алкесты» Еврипида, связанных с двумя центральными темами трагедии - антитезой возмездия и милости и контрастом между убеждением и физической силой. В первой заметке обосновывается интерпретация τέκτων в выражении τέκτονας Δίου πυρὸς о киклопах в стк. 5 как «плотника» в узком смысле, а не вообще «мастера». Такая трактовка ...
Добавлено: 12 октября 2020 г.
Костылева Т. В., Philologia Classica 2018 Vol. 13 No. 2 P. 312-316
Добавлено: 27 октября 2018 г.
Никольский Б. М., Шаги/Steps 2017 Т. 3 № 4 С. 107-127
В статье предложена интерпретация трагедии Еврипида «Ифигения в Тавриде». Главный мотив трагедии - мотив варварских жертвоприношений - постоянно ассоциируется с внутрисемейными убийствами в доме Агамемнона, а ожидаемое в трагедии принесение в жертву Ореста Ифигенией должно соединить мотивы варварского ритуала и бед аргосской царской династии. Постоянное сравнение и сближение жертвоприношений в стране тавров с событиями в ...
Добавлено: 28 февраля 2019 г.
Издательство РХГА, 2021
Эта книга является переводом на русский язык диссертационного исследования Брэтта М. Роджерса — профессора департамента классических исследований университета Пьюджет-Саунд (США). Автор утверждает, что древнегреческое образование являлось не только пространством приобщения к знаниям, но и пространством физического насилия и педагогической тирании. Специфика древнегреческих образовательных практик архаического и классического периодов проявлялась в термине «дидаскалия» — предшественнике
термина «пайдейя». ...
Добавлено: 22 августа 2021 г.
Егоров А. С., Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории 2012 Т. VI С. 121-128
Статья посвящена специфике изображения Диониса в трагедии Еврипида «Вакханки». Автор рассматривает круг тем, среди которых важное место занимают двойственная природа Диониса и культовое почитание этого бога. Особое внимание уделяется мудрости, свойственной религиозному движению, разрушающему привычные социальные установления. ...
Добавлено: 2 февраля 2013 г.
Никольский Б. М., В кн. : Индоевропейское языкознание и классическая филология - XXI : материалы чтений, посвященных памяти проф. Иосифа Моисеевича Тронского, 26-28 июня 2017 г. : СПб. : Наука, 2017. С. 595-628.
Предложенный в статье анализ «Алкесты» Еврипида выделяет в драме два сюжетных движения, одно из которых ведет к смерти Алкесты, а второе – к ее спасению. Различие между этими двумя движениями объясняется различием между фигурами Аполлона и Геракла, определяющими ход событий в каждом из них. Контраст между Аполлоном и Гераклом оказывается структурным центром драмы, и его ...
Добавлено: 20 сентября 2019 г.
Костылева Т. В., Philologia Classica 2016 Vol. 11 No. 2 P. 333-335
Добавлено: 12 ноября 2016 г.
Костылева Т. В., Philologia Classica 2016 Vol. 11 No. 1 P. 170-173
Критический аппарат издания Дж.Диггля в серии ОСТ (1981–1994) славится точностью, полнотой и изысканной краткостью. Тем удивительнее найти в нем конъектуру всеми забы- тую — в самом факте «забытости» ничего предосудительного нет, Диггль часто скрупулезно восстанавливает и защищает авторство филологов прошлых веков, — а главное, неудачную. Конъектура Хервердена μελανόσπλαγχνος к ст. 109 «Медеи» Еврипида, упомянутая лишь ...
Добавлено: 19 октября 2016 г.
Костылева Т. В., Philologia Classica 2020 Vol. 15 No. 2 P. 411-415
Добавлено: 31 января 2021 г.
Ермакова Л. Л., Русская литература 2015 № 2 С. 215-230
В статье рассматриваются проблемы, возникающие при подготовке нового издания трагедий Эсхила в переводе Вяч. Иванова. Особое внимание уделено текстологии шести переведенных им трагедий: дан подробный археографический обзор основных рукописей, сделана попытка установить их взаимоотношения. При этом автор статьи обращается к изданиям греческих текстов трагедий и их переводов на европейские языки, которыми Вяч. Иванов пользовался в ...
Добавлено: 26 ноября 2016 г.
Ермакова Л. Л., Русская литература 2010 № 2 С. 256-258
Рецензия на монографию голландского исследователя Ф. Вестбрука "Дионис и дионисийская трагедия: Вячеслав Иванов. Филологические и философские идеи о дионисийстве". ...
Добавлено: 26 ноября 2016 г.
М. : Наука, 1989
Книга включает трагедии "Просительницы", "Персы", "Семеро против Фив" и трилогию "Орестея" в переводе Вячеслава Иванова. Сопровождается комментариями. ...
Добавлено: 4 марта 2014 г.
Гасан Гусейнов, Символ. Журнал христианской культуры 2015 Т. 65 С. 396-429
Комментарий - реальный, текстологический и литературно-исторический - к книге Вяч.Иванова (1866-1949) "Дионис и прадионисийство") ...
Добавлено: 24 июля 2015 г.
Ермакова Л. Л., Philologia Classica 2017 № 12-2 С. 218-230
Согласно одной, наиболее известной традиции, Клитемнестра убила Агамемнона при помощи двойного топора, и В. И. Иванов придерживается именно этой точки зрения, сторонником которой был также У. фон Виламовиц-Меллендорф. Хотя в трагедии Эсхила «Агамемнон» орудие убийства прямо не называется, в ивановском переводе постоянно фигурирует двойной топор или секира. В первой части статьи подробно рассмотрены соответствующие пассажи ...
Добавлено: 23 января 2018 г.
Костылева Т. В., Hyperboreus 2017 Vol. 23 No. 1 P. 19-27
Добавлено: 26 октября 2016 г.
B. Nikolsky, Classical Press of Wales, 2015
Добавлено: 27 сентября 2018 г.
Костылева Т. В., Hyperboreus 2015 Vol. 21 No. 2 P. 249-270
Длительная переписка У. фон Виламовица-Мёллендорф(ф)а с Г. Мюрреем была кратко обобщена последним в конце жизни (Antike und Abendland, 1954). Письма Виламовица – от переписки сохранились лишь они, – изданные А. Бирлем, У. М. Колдером III и Р. Л. Фаулером в 1991 г., свидетельствуют о том, что научные и личные отношения корреспондентов были гораздо сложнее. Некоторые ...
Добавлено: 27 февраля 2016 г.
Зелинский Ф. Ф., М. : Московский рабочий, 1993
Многим читателям хорошо известны многократно издававшиеся у нас «Легенды и мифы Древней Греции» Н. А. Куна, но почти никто не помнит о другом издании подобного рода: книгах Ф. Ф. Зелинского, появившихся в начале 20-х гг. нынешнего века. Выдающийся филолог конца XIX — начала XX столетия вводит читателей в мир античной мифологии: сказания о богах и ...
Добавлено: 18 апреля 2013 г.
Никольский Б. М., Индоевропейское языкознание и классическая филология 2017 № 21 С. 595-628
Предложенный в статье анализ «Алкесты» Еврипида выделяет в драме два сюжетных движения, одно из которых ведет к смерти Алкесты, а второе - к ее спасению. Различие между этими двумя движениями объясняется различием между фигурами Аполлона и Геракла, определяющими ход событий в каждом из них. Контраст между Аполлоном и Гераклом оказывается структурным центром драмы, и его ...
Добавлено: 28 февраля 2019 г.
Гусейнов Г. Ч., М. : Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 1982
В трилогии Эсхила "Орестея" параллельно развиваются несколько планов: ритуала, анималистико-мифологического рельефа и др.; в лекциях показано, какими средствами Эсхил добивается эффекта контрапункта речи и действия. ...
Добавлено: 29 марта 2013 г.