?
Vyacheslav Ivanov’s Concept of Dionysianism: From Symbolist Theory to Philosophy of Art
Концепт дионисийства становится основополагающим в творчестве русского символиста Вячеслава Иванова в 1900–1910-х гг., что находит свое выражение в построении оригинальной теории символизма. Символизм для поэта и мыслителя оказывается своеобразной философией искусства, претендующей на завершенность. Теория символизма Иванова вбирает в себя эстетику, этику, теорию познания, философию культуры. Концепция дионисийства, формирующаяся в процессе филологических изысканий Иванова в области греческой религии, отмечена влиянием Ф. Ницше. Однако под воздействием русской религиозно-философской мысли Иванов фактически приходит к противоположным, по сравнению с Ницше, выводам, касающимся как филологического, так и культурфилософского аспекта происхождения трагедии. В статье рассматривается восприятие Ивановым философии Ф. Ницше, а также расхождение Ницше и Иванова в понимании мифологемы Диониса. Особое внимание в статье уделено рассмотрению теории реалистического символизма, понятого Ивановым как символизм религиозный, центральной идеей которого становится стремление к обретению realia in rebus, ноуменальной сути вещей. В статье также обсуждаются представления Иванова о сближении мифа Диониса с религией христианства, особенности понимания философом культа Диониса, а также основные выводы Иванова, сделанные в отношении дионисийского культа и христианства.