?
Эффективность механизма поддержки малого и среднего бизнеса в системе государственных закупок Российской Федерации
В статье анализируется эффективность механизма поддержки малого и среднего бизнеса, применяемого в системе государственных закупок Российской Федерации. Преференции в государственных закупках для данной категории бизнеса являются одним из инструментов реализации государственной политики поддержки малого бизнеса. На основе оригинальной базы данных процедур закупок, проводившихся по федеральным законам No 44-ФЗ и No 223-ФЗ в 40 регионах России в 2017 г., с помощью эконометрических моделей оценивается уровень конкуренции процедур, которые осуществляются для всех видов участников, а также тех, где задействован только малый и средний бизнес; кроме того, выявляются и оцениваются детерминанты, влияющие на экономию заказчиков (региональные характеристики, характеристики заключаемых контрактов и характеристики заказчиков). Доказано, что предоставление преференций малому и среднему бизнесу путем проведения специальных закупочных процедур с участием только малого и средне- го бизнеса обеспечивает более широкий доступ к процедурам государственных закупок, положительно влияет на уровень конкуренции (количество поданных и допущенных к участию заявок) и не требует дополнительных затрат со стороны государства. Данное исследование вносит вклад в научную дискуссию об эффективности преференций малому и среднему бизнесу в системе госзакупок и доказывает эффективность существующих мер поддержки в системе государственных закупок с позиции заказчиков (государства). Результаты исследования могут быть использованы заказчиками и уполномоченными органами системы государственных закупок при планировании закупок, поставщиками — для определения стратегии участия в процедурах закупок, а также применяться для корректировки политики государственных закупок.