?
Небесные музыканты киннары в скульптуре и литературе Индии
С. 336-350.
Статья посвящена орнитоантроморфным образам киннар в искусстве и литературе Индии, их происхождению, мифологии и интерпретации в изобразительном искусстве. Изображения этих небесных музыкантов, появившись в раннебуддийской иконографии, перешли в искусство других религий —индуизма и джайнизма, а с миграцией буддизма стали популярны в странах Юго-Восточной и Восточной Азии. Наиболее яркие образы киннар в индийском искусстве можно увидеть в рельефах пещерных храмов Южной Индии (Аджанта, Эллора, Мамаллапурам). В статье большое внимание уделяется историографии вопроса.
Воробьева Д. Н., Искусствознание 2014 № 1-2 С. 211-243
В статье рассматриваются изображения карликов в храмах индуизма, буддизма и джайнизма, принадлежащих эпохе раннего средневековья в Индии. во множе- ственных изображениях встречаются странные позы, иногда вызывающие смех, но подчас и преступающие все рамки дозволенного, что ставит вопрос об их значении и функции в сакральном пространстве храма. в данной работе проводится попытка интерпретации образов карликов с ...
Добавлено: 26 октября 2018 г.
Воробьева Д. Н., Научный вестник Московской консерватории 2013 № 4 С. 90-121
татья посвящена интерпретации образов небесных музыкантов в скульптуре Индии эпохи раннего средневековья, основанная на сопоставлении визуального материала и литературных источников. В статье анализируются рельефы пещерных храмов Махараштры — преимущественно Аджанты, Эллоры и Аурангабада, — принадлежащие трем основным религиям этого периода: индуизму, буддизму и джайнизму. Помимо того что гандхарвы, апсары и киннары тесно связаны с музыкальной ...
Добавлено: 26 октября 2018 г.
Воробьева Д. Н., В кн. : Индия-Тибет: текст и интертекст в культуре. Рериховские Чтения 2012-2015 в Институте востоковедения РАН. : Языки славянской культуры, 2017. С. 53-74.
В данной статье были достаточно тезисно перечислены возможные аспекты прочтения образов карликов в иконографической программе храмов индуизма, буддизма и джайнизма, однако они отнюдь не являются исчерпывающими.
Фигура карлика в индийском искусстве прошла путь от отображения древнейших якш, автохтонного хтонического культа, до представления эзотерических существ тантрических учений. Они играют второстепенную, но немаловажную роль в иконографии. Предписания наставлений для ...
Добавлено: 26 октября 2018 г.
Воробьева Д. Н., Актуальные проблемы теории и истории искусства 2017 № VII С. 590-598
Фигура карлика в индийском искусстве прошла путь от отображения древнейших якш, автохтонного хтонического культа, до представления эзотерических существ тантрических учений. Они играют второстепенную, но немаловажную роль в иконографии. Ключ к многообразию значений образа карликов кроется в системе пропорционирования индийского искусства – таламана, согласно которой пропорции персонажа зависят от того места в иерархии, которое он занимает. Эта система ...
Добавлено: 2 октября 2018 г.
Воробьева Д. Н., Актуальные проблемы теории и истории искусства 2019 № 9 С. 716-725
В речь идет о схожих композиционных схемах в искусстве разных конфессий древней Индии на примере двух иконографических изводов: Будды, побеждающего демона Мару (Маравиджайя, другое принятое название «Искушение Будды демоном Марой»), параллелью которому в джайнской традиции является изображение сцены искушения Паршванатха демоном Мегхмалем. С разной степенью подробности этот сюжет представлен в иконографической программе разных комплексов Индии. Фабула этих двух сцен – ...
Добавлено: 16 декабря 2020 г.
Воробьева Д. Н., В кн. : Труды Института востоковедения РАН. Вып. 14: Письменные памятники Востока. Проблемы перевода и интерпретации. Избранные доклады. Т.2.: М. : Институт востоковедения РАН, 2018. С. 49-60.
В рельефах храмов Древней Индии часто встречаются изображения карликов. Нахождение in situ, в определенной части иконографической программы храма, конкретизирует значение образа. Найденные в археологических раскопках скульптуры оказываются вырванными из контекста, поэтому возникают сложности с их идентификацией. Так возникла проблема с идентификацией карликообразной фигуры V в., найденной в Мансаре в 1972 году, попавшей в коллекцию Делийского музея. Это ...
Добавлено: 7 декабря 2018 г.
Горшки ghata как элементы колонн чайтьягрихи в Карли в контексте развития пещерной архитектуры Индии
Воробьева Д. Н., Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА 2015 № 3 С. 266-275
В статье рассматривается возникновение архитектурной gha a в чайтьягрихе Карли в контексте ранней пещерной архитектуры Индии. G ha a служит элементом опорной конструкции, полностью имитируя форму деревенского керамического горшка. Помимо этого, уделено внимание смысловой нагрузке элемента - семантике формы и ее значению, а также эволюции. Появившись в раннебуддийских пещерных чайтьях, gha a переходит затем в ...
Добавлено: 26 октября 2018 г.
Александрова Н. В., Вестник Института востоковедения РАН 2019 № 3 С. 83-96
центре внимания статьи находится одно из изображений на воротах ступы № 1 в
Санчи, которое отражает сюжет «великого ухода» (абхинишкраманы) будущего Будды,
покидающего царский дворец, чтобы встать на путь подвижничества. Рассмотрение этого
изобразительного нарратива в сопоставлении с индийским текстовым материалом вызывало
недоумение первых исследователей (Дж. Маршалл, А. Фуше), поскольку присутствие такого
элемента, как дерево джамбу, не соответствует сюжету и, более ...
Добавлено: 17 октября 2019 г.
Воробьева Д. Н., В кн. : Онтология искусства христианского мира: изобразительное и монументально-декоративное искусство, архитектура и предметно-пространственная среда. Коллективная монография на основе материалов международной научной конференции. : МГХПА им. С. Г. Строганова, 2017. С. 195-201.
Культ Богоматери получил широкое распространение в Индии. Трансформация ее образа произошла не только в визуальном воплощении - в скульптуре и живописи, очень долго было распространено копирование европейских образцов, сколько в ее восприятии, отличном от других культур. Our Lady, подобно другим странам, для многих является не просто Богоматерью, но своеобразной богиней, в результате чего религиоведы говорят ...
Добавлено: 26 октября 2018 г.
Воробьева Д. Н., В кн. : Культура Востока. Выпуск 3: «Визитные карточки» восточных культур. : М. : Государственный институт искусствознания, 2018. Гл. 9. С. 159-174.
Хотя первые изображения Ганеши появляются только в V в., культ его быстро распространяется по всей территории Индии. Из пантеона индуизма он быстро перешёл в буддийскую иконографию. Его изображение характерно для тантрического буддизма, но появляется уже в одном из храмов Аурангабада, свидетельствуя о значительной роли культа божества ещё раньше – в V–VI вв. Ганеше приписываются всевозможные функции ...
Добавлено: 16 декабря 2020 г.