?
Рациональная коммуникация и коммуникативная рациональность: эпистемологический анализ
Гл. 3. С. 79-94.
Проводится различие между «рациональной коммуникацией» и
«коммуникативной рациональностью». Определение коммуникации
как рациональной требует указания на критерии, по которым эта ра-
циональность устанавливается. Контекстуальная и социально-
историческая изменчивость таких критериев заставляет релятивизи-
ровать такое определение. Так происходит «сдвиг проблемы»: теперь
она состоит в том, чтобы выяснить, какие условия коммуникации
обеспечивают успешное участие в ней. На этот вопрос отвечают спе-
циальные науки. Философия, способная только повторять их выво-
ды, должна признать свою ненужность. Аргументируется тезис о
том, что с философской точки зрения, рациональность есть форма
человеческой свободы в сфере познания и деятельности.
В книге
Касавин И. Т., Алексеева Д. А., Аргамакова А. А., Асташова Н. Д., Бейкер Л. Р., Волков Ю. К., Воронина Н. Н., Порус В. Н., Гутнер Г. Б., Дорожкин А. М., Князева Е. Н., Колесова О. В., Хусяинов Т. М. Н. Новгород : Издательство Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2018
Румянцева М. Ф., В кн. : Dobre i złe sąsiedztwa. Od konfliktu do współistnienia i współpracy. Т. 2: Sąsiedzi w historiografii, edukacji i kulturze.: Быдгощ : Wydawnictwo Uniwersytetu Kazimierza Wielkiego, 2017. С. 16-28.
В статье рассматривается понятие «Другой» как основа этики толерантности. Проблема рассматривается в контексте теории исторического процесса, исторической методологии, этики при соотнесении с типами рациональности / моделями науки. Выделены три варианта взаимоотношений эпистемологии и этики как компонентов философии: оппозиция, взаимозависимость, параллелизм. Исследование обосновывает гипотезу о том, что классический тип рациональности не проблематизирует «Другого» и, соответственно, толерантное ...
Добавлено: 9 марта 2018 г.
Румянцева М. Ф., В кн. : Событие в истории, памяти и нарративах идентичности : [сб. ст.] / отв. ред. Л.П. Репина. – М. : Аквилон, 2017. – 400 с. – (Образы истории). : М. : Аквилон, 2017. С. 18-48.
Анализируются механизмы воздействия исторического знания на формирование исторической памяти. Рассматриваются взаимодействия исторической памяти и исторического знания, в том числе и научного, в соотнесении с разными типами рациональности / моделями науки. В качестве дополнительного механизма интерпретации применена предложенная Ф. Анкерсмитом схема смены словарей исторической науки: описания – интерпретации – репрезентации. ...
Добавлено: 9 марта 2018 г.
Румянцева М. Ф., Диалог со временем 2019 № 67 С. 41-54
Предлагается динамическая модель исторической культуры, системообразующими составляющими которой выступают (1) смена типов рациональности / моделей науки: классическая – неклассическая – постнеклассическая; (2) смена «словарей»: словарь описания и объяснения – словарь интерпретации – словарь репрезентации. (3) модификация нарратива: становление метанарратива – его кризис – ренарративизация, (4) модификации исторической памяти: естественная коммеморация – «места памяти» – искусственная ...
Добавлено: 1 сентября 2019 г.
Румянцева М. Ф., Маловичко С. И., Электронный научно-образовательный журнал "История" 2016 № 10 (54) С. 00-00
Проблема соотношения двух типов исторического знания – научного и социально ориентированного – рассмотрена через оппозицию двух тенденций в историческом знании XX – начала XXI в. – фрагментации и кризиса нарратива/ренарративизации. Исследование реализовано на основе неоклассической феноменологической концепции исторического знания и в соотнесении эксплицируемых стратегий исторического познания с типами рациональности / моделями науки. Показано, что на ...
Добавлено: 9 марта 2018 г.
Румянцева М. Ф., Диалог со временем 2016 № 54 С. 16-31
Анализируется трансформация механизмов формирования исторической памяти / коммеморации при смене типов рациональности / моделей науки. Проблема рассматривается в контексте источниковедения историографии и исследования нарратива. Обосновывается гипотеза: для классической модели исторической науки свойственен метанарратив и сопряженная с ним иерархизированная структура нарративов, составляющие основу «естественной» коммеморации; для неклассической науки знаково возникновение истории истории, что способствует разрушению «естественной» ...
Добавлено: 15 марта 2016 г.
Порус В. Н., М. : Канон+, 2012
В новой книге проф. В. Н. Поруса философия культуры рассматривается как концептуальная канва междисциплинарных исследований по проблемам социальной эпистемологии, человеческой личности, духовности, рациональной коммуникации, философии науки. Тем самым открывается путь к синтезу различных философских дисциплин, к построению общей теории междисциплинарного исследования. Книга адресована не только специалистам, но и всем тем, кто любит философию и рад ...
Добавлено: 5 февраля 2013 г.
Щербина В. В., Попова Е. П., Личность. Культура. Общество 2015 Т. XVII № 3-4 (87-88) С. 149-162
Статья посвящена истокам, теоретико-методологическим основаниям, проблемам и перспективам деятельности, связанной с рационализацией управления в деловых организациях. Она направлена на выяснения вопроса о том, имеет ли деятельность по рационализации системы управления в деловых организациях перспективы в современных условиях и если да, то почему и в каких формах. В этой части работы рассматриваются представления о рациональности и ...
Добавлено: 15 января 2016 г.
Порус В. Н., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2013. No. 19/HUM/2013.
Социальная эпистемология - свод попыток придать философский смысл социологическим исследованиям познавательных процессов в их социальном контексте. Эти попытки осуществляются через конкуренцию философских интерпретаций. Выбор интерпретации диктуется стремлением привести ценностные ориентации науки в соответствие тем запросам, которые ей предъявляет изменчивая культурно-историческая среда. Концепция «нормативного этоса науки» Р. Мертона рассматривается как иллюстрация этого тезиса. ...
Добавлено: 27 апреля 2013 г.
Хумарян Д. Г., Социология власти 2016 Т. 28 № 4 С. 35-56
В статье предлагается разбор и интерпретация социологической теории познания, в классическом виде разработанной Эмилем Дюркгеймом и Марселем Моссом. При этом основное внимание сосредоточено на дюркгеймовской трактовке этнографических текстов, которые послужили основой для масштабных теоретических спекуляций. Ритуальное действие, понимаемое Дюркгеймом как событие, глубоко укорененное в онтологии социального, стало центральным элементом проекта эпистемологии, однако назвать его проект теоретически и методологически завершенным было бы ошибкой — ...
Добавлено: 26 сентября 2018 г.
Кузин И. А., Финиковый компот 2020 № 15 С. 279-294
Англо-американский философ и социолог Стив Фуллер (р. 1959) — наверное, самый провокационный из современных исследователей науки. Наиболее широкой известностью пользуется его книга 2003 года «Kuhn vs. Popper: The struggle for the soul of science». Она была издана на русском языке только в 2020 году, но за прошедшие семнадцать лет не утратила своего дестабилизирующего потенциала. Вот некоторые ...
Добавлено: 1 ноября 2021 г.
Сидорова Л. П., Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки 2012 № 2 С. 153-158
Статья посвящена анализу идей рациональности в современной западной и отечественной философии. Рассматривается изменение образа рациональности в контексте современных социокультурных реалий. ...
Добавлено: 21 сентября 2012 г.
Гофман А. Б., Социологические исследования 2005 № 1 С. 18-25
Автор отмечает, что еще 30 лет назад идея социологии без включения в нее понятия общества выглядела как немыслимая. В ее онтологии господствовал социальный реализм, а в эпистемологии – номотетическая и холистская точки зрения. Но постепенно положение изменилось. Холизм, при котором социальный объект рассматривается как единое психофизическое целое, подвергся энергичной критике. Приобрел влиятельность методологический индивидуализм, когда ...
Добавлено: 16 октября 2013 г.
Порус В. Н., Вопросы философии 2017 № 4 С. 105-115
Концепция “гносеологии культуры”, разработанная в трудах М. А. Розова (1930–2011), имеет методологическим основанием “теорию социальных эстафет”, в которой базовые элементы культуры (личность, свобода, социальная память, рациональность) рассматриваются как непрерывно возобновляющиеся процессы, передающие образцы поведения и деятельности, мышления, нравственных или эстетических оценок. Применение этой теории к социокультурным явлениям позволяет выявить закономерно- сти, скрытые от непосредственного наблюдения, ...
Добавлено: 7 ноября 2017 г.
Порус В. Н., Вопросы философии 2015 № 1 С. 74-84
В статье проведен сравнительный анализ “негативных онтологий” Н. Бердяева и А. Чанышева. В философии Бердяева “небытие” наделяется позитивным смыслом, по- скольку оно является онтологической основой свободы. “Негативная онтология” Бердяе- ва – философская реакция на кризис культуры России начала ХХ в. В ней отражена готов- ность к смене культурных эпох, характерная для этого периода. Показано, что ...
Добавлено: 21 ноября 2015 г.
Сидорова Л. П., В кн. : Коммуникативистика XXI века: человек в современном мире коммуникаций: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции 20 апреля 2011 г. : Н. Новгород : Издательство НИСОЦ, 2011. С. 20-27.
Статья посвящена рассмотрению феномена коммуникативной рациональности, основанной на неклассической эпистемологии, в теории симулякров. Статья посвящена рассмотрению феномена коммуникативной рациональности, основанной на неклассической эпистемологии, в теории симулякров. ...
Добавлено: 21 сентября 2012 г.
М. : РООИ "Реабилитация", 2010
Социальная эпистемология - одна из современных областей исследования знания, которая последние 30 лет активно развивается на Западе и в России, продуцирует новые подходы и порождает дискуссии. Впервые теоретически разработано и обобщено концептуальное содержание одного из влиятельных направлений неклассической теории познания – социальной эпистемологии. Дан обзор ее базовых понятий и проблем, осуществлен анализ ее отношений с другими ...
Добавлено: 1 октября 2013 г.
Улановский А. М., В кн. : Социальная эпистемология: идеи, методы, программы. : М. : РООИ "Реабилитация", 2010. Гл. 13. С. 279-298.
В последнее время в социальных науках много говорится об оформлении новой исследовательской парадигмы, основанной на эпистемологии, этике и методологии, существенно отличных от тех, на которых строятся традиционные академические исследования. Появление этой парадигмы связывают с влиянием идей постструктурализма, постмодернизма, нарратологии, герменевтики, диалогической философии, феноменологии, различных вариантов неомарксизма, критической теории, феминистских теорий. Центральное влияние в формировании новой ...
Добавлено: 2 октября 2013 г.
Касавин И. Т., Порус В. Н., Эпистемология и философия науки 2020 Т. 57 № 1 С. 6-19
В статье рассмотрена проблема интерпретации «нормальной» и «революционной» науки в концепции Томаса Куна.
Показано, что «нормальная наука» у Куна – это центральное
понятие истории науки, выстроенной в соответствии с принятой им нормативной дефиницией науки. Такая история служит внутренней цели – обоснованию особого эпистемического
статуса экспертного знания. Но здесь же и внешняя цель –
утверждение профессиональной науки как выделенного социального ...
Добавлено: 21 апреля 2020 г.
Сидорова Л. П., Шнырёва О. Е., Н. Новгород : НИУ РАНХиГС, 2016
Монография объединяет исследования, посвященные проблемам, которые связаны с новым осмыслением содержательных характеристик неклассической рациональности и эпистемологии. Опираясь на междисциплинарный подход, авторы монографии анализируют предпосылки и истоки трансформации рациональности классического типа; реализуют синтез научного и вненаучного дискурсов понимания неклассической рациональности: исследуют постмодернисткий, лингвистический, экзистенциально – онтологический, естественнонаучный аспекты формирования данного феномена.
Монография предназначена специалистам по философии, истории ...
Добавлено: 8 марта 2017 г.
Порус В. Н., В кн. : Социальная эпистемология: идеи, методы, программы. : М. : РООИ "Реабилитация", 2010. Гл. 26. С. 566-585.
Идеи Людвига Флека, оказавшие влияние на становление современной «социальной эпистемологии», нельзя отделить от его личности, - от того, как ему довелось участвовать в научной жизни Европы в тот самый отрезок исторического времени, когда само существование европейской культуры было под смертельной угрозой. Автор статьи рассказывает о драматической судьбе философа, не был известен при жизни. Его статус ...
Добавлено: 2 октября 2013 г.
Сидорова Л. П., В кн. : Мировоззренческая парадигма в философии: история и современность: Сборник трудов IХ Международной научной конференции (23 ноября 2011 г.). : Н. Новгород : Нижегородский государственный педагогический университет, 2011. С. 83-85.
В статье представлены взгляды некоторых теоретиков философии постмодернизма на рациональность, образ которой в современных познавательных реалиях требует принципиального переосмысления для дальнейшего его существования и развития. ...
Добавлено: 21 сентября 2012 г.
Порус В. Н., Социология науки и технологий 2010 Т. 1 № 4 С. 102-115
Социологическая концепция "этоса науки" Р. Мертона рассматривается с точки зрения ее социально- эпистемологического содержания. Как "социальная эпистемология", эта концепция служит одним из источников мифа о "большой науке", сыгравшего заметную роль в философии науки ХХ века. Критика этой концепции может рассматриваться как спор различных эпистемологических интерпретаций социологических данных о науке и действиях ученых в исследовательских ситуациях. ...
Добавлено: 11 ноября 2012 г.
Порус В. Н., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 43-59.
В статье рассматривается, работает ли аналогия между социальной эпистемологией и культурно-исторической психологией, и приходит к выводу, культурно-историческая психология — это действительно встреча философии культуры (вместе с историей культуры и культурологией) с психологией на Мосту Интерпретаций. ...
Добавлено: 1 августа 2013 г.
Малинкин А. Н., Философия и культура 2016 Т. 101 № 5 С. 753-762
Предмет исследования – правовое и моральное сознание российских фалеристов, коллекционирующих знаки государственных наград РСФСР, СССР и РФ, а также сложившееся о них общественное мнение. В силу актуального уголовного права деятельность этой группы российских фалеристов нелегальна, а их исторические изыскания имеют поэтому анонимный и закрытый характер. В сформированном властью общественном мнении эта часть фалеристического сообщества демонизирована ...
Добавлено: 20 февраля 2017 г.