?
Опросный метод в решении задач по выявлению нетарифных барьеров для предприятий на внешних рынках
Актуальность проблемы выявления нетарифных барьеров для внешнеэкономической деятельности предприятий обусловлена расширением использования этих барьеров в последние десятилетия. В работе проводится сравнительный анализ трех основных подходов к выявлению нетарифных барьеров – анализ централизованных отчетов официальных организаций, интерактивный сбор данных с использованием специализированных ресурсов в Интернете, опросы компаний и предприятий – и обосновываются преимущества последнего перед другими методами. Однако достоверность результатов опроса зависит от решения ряда задач, в числе которых – формирование перечня исследуемых барьеров, предлагаемых респондентам в качестве возможных ответов. Анализ практики аналогичных опросов показал, что в последние годы наиболее широко в подобных исследованиях применяется классификация нетарифных барьеров ЮНКТАД. Однако авторами, в том числе на основе пилотных опросов, выявлены недостатки использования данной классификации в неизменном виде, которые могут привести к искажению результатов опроса. Для устранения указанной проблемы авторами сформированы требования, которым должен удовлетворять перечень барьеров для опроса предприятий, а также разработан на основе классификации нетарифных барьеров ЮНКТАД модифицированный перечень нетарифных барьеров для использования в соответствующих опросах компаний и предприятий.