?
Малоизвестные работы знаменитого исследователя российского общества: экономико-социологические идеи Юрия Левады. Рецензия на книгу: Левада Ю.А. Время перемен: Предмет и позиция исследователя (М.: Новое литературное обозрение, 2016)
В 2016 г. исполнилось 10 лет со дня смерти знаменитого исследователя российского общества Юрия Александровича Левады. К этой скорбной дате его соратники и последователи выпустили книгу «Время перемен: Предмет и позиция исследователя», представляющую собой сборник статей Ю.А.Левады разных лет. В него вошли как работы, уже ставшие современной классикой, так и малоизвестные публикации Ю.А.Левады, к которым можно отнести серию статей по экономической социологии.
В работе «Социальные рамки экономического действия» (1980 г.) Ю.А.Левада определяет предмет экономической социологии, раскрывает роль общества и культуры в хозяйственной деятельности, указывает на историчность рациональности. Эти идеи получают развитие в статье «Культурный контекст экономического действия» (1984 г.). В ней Ю.А.Левада обращает внимание читателей на источники происхождения потребностей, видя их в культуре, а также подчёркивает, что экономический обмен происходит в поле культурных значений, ограничен их рамками. Не остаётся без рассмотрения и модель «экономический человек». Ей Ю.А.Левада посвящает работу «Homo oeconomicus, или Судьба одного призрака» (1977 г.). По мнению Ю.А.Левады, модель «экономический человек» имеет общественный, исторический характер. В этой работе Ю.А.Левада проблематизирует основные предпосылки Homo oeconomicus и оценивает перспективы использования этого теоретического конструкта. Рефлексия по поводу модели «экономический человек» присутствует и в статье «Проблемы экономической антропологии у К.Маркса» (1983 г.), где Ю.А.Левада наиболее чётко разводит абстракцию и реальную жизнь, уделяя отдельное внимание ситуациям, когда они совпадают. Причины отождествления Homo oeconomicus и Homo sapiens необходимо искать в истории, так как человек представляет собой продукт общественных отношений.
С одной стороны, экономико-социологическим идеям Ю.А.Левады присущи черты советской социологии, прежде всего — в части систематического выхода на макроуровень, опоры на понятийный аппарат К.Маркса. С другой стороны, в рецензируемых работах можно увидеть постепенный переход от структурно-функциональной парадигмы Т.Парсонса к микросоциологии, характерный для новой (американской) экономической социологии. В этом заключается оригинальность экономико-социологического подхода Ю.А.Левады.