?
Дополнительное профессиональное образование в России: динамика масштабов и экономической эффективности (2000–2013 гг.)
В статье анализируется уровень участия взрослого населения России в повышении квалификации и профессиональной переподготовке (охват обучением, затраченное время),а также количественные оценки эффективности соответствующего дополнительного профессионального образования (ДПО) с точки зрения его частной отдачи для работников в связи с проблематикой постиндустриальной образовательной модернизации. Особое внимание уделено изменениям, произошедшим в данной сфере под влиянием финансово-экономического кризиса и последующей стагнации российской экономики (2008–2013 гг.) по сравнению с периодом восстановительного экономического роста 2000-х гг. Исследование основано на анализе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) с привлечением широкого круга дополнительных источников и исследовательской литературы. Делаются выводы об умеренном нарастании негативных демодернизирующих тенденций в сфере ДПО в последние годы, то выразилось в некотором снижении масштабов участия в ДПО, повышении неопределенности его результатов, снижении индексных премий по доходам, их более частом (по сравнению с предшествующим периодом) переходом в отрицательную область.