?
Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи
В работе изучается связь характеристик семьи с выбором образовательной траектории в старших классах. Рассматриваются три ситуации образовательного выбора: выбор между высшим и профессиональным образованием после 9 и 11 классов и выбор вуза по окончании 11 класса. В соответствие с теорией Р. Будона, эффекты социально-экономического положения семьи на образовательный выбор были разделены на первичные и вторичные. Первичные эффекты проявляются в том, что учащиеся из семей с большим количеством различных ресурсов показывают более высокие образовательные достижения. Вторичные эффекты видны в том, что даже при одинаковой успеваемости учащиеся из семей с высоким СЭП чаще продолжают обучение по сравнению со сверстниками из семей с низким социальным статусом. Работа основана на данных лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии», запущенного в 2011 году, когда респонденты учились в 8 классе, и продолжающегося до сих пор. Результаты показали, что первичные эффекты ослабевают при переходе от 9-го класса к 11-му. Тогда как роль вторичных возрастает: даже при высокой успеваемости учащиеся из семей с низким уровнем культурного, образовательного, социального капитала делают выбор в пользу менее селективных ступеней образования. И наоборот, учащиеся из семей с высоким социально-экономическим положением, но невысокой успеваемостью сделают выбор в пользу высшего образования, а не в пользу профессионального. Делаются выводы о степени доступности образования в старших классах и при переходе в высшее образование, а также о вероятных причинах проявления неравенства. Предложены меры для преодоления неравенства на рассматриваемых переходах.