?
Об удивлении как лингвоспецифичном концепте русского языка
Представлено корпусное исследование удивления в плане концептуальной его конфигурации в русском язы-
ковом сознании. О лингвоспецифичности анализируемого концепта можно судить и по предрасположенности
к определенному употреблению, и по способности к специфическим переосмыслениям и преобразованиям,
и по засвидетельствованным на множестве употреблений предметно-понятийным корреляциям.
По данным Национального корпуса русского языка, удивление входит в отношения дополнительности с недо-
умением, недоверием, любопытством, восхищением, разочарованием, досадой, возмущением, осуждением, позволяющим реконструировать основные ситуации удивления по отношению к сопутствующим чувствам и переживаниям как возможной реакции на предмет удивления. При этом содержание удивления как чего-то неожиданного, необычайного и странного определяется относительно какой-то избираемой по случаю установки мнения, позволяющей если не объяснить, то хотя бы обозначить парадоксальность ситуации удивления в терминах модели S → R (где S ‒ выносимая на основе мнения интеллектуальная оценка, R ‒ аффективная реакция на данную интеллектуальную оценку). В этом смысле удивление ‒ это не только эмоциональное, но еще и ментальное состояние как причина (стимул) возникновения соответствующей эмоциональной реакции.