?
Дифференциация социального капитала россиян и ее факторы
В статье представлены результаты анализа объемов и дифференциации социального капитала на основании данных «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (RLMS-HSE). Несмотря на то что общий уровень доверия к людям сравнительно низок (в 2016 г. 42% респондентов заявили, что относятся к людям в целом настороженно), включенность населения в различные социальные сети достаточно высока. Россияне активно общаются с отдельно живущими родственниками и друзьями, хотя количество близких друзей у большинства незначительно. При этом снижение числа друзей и сравнительная нехватка общения наблюдается у людей старших возрастов. В последние годы россияне все активнее общаются онлайн. Особенно заметен рост доли пользователей в возрастах от 41 до 60 лет и от 61 года и старше и среди сельских жителей. В случае возникновения проблем респонденты в большей степени рассчитывают на помощь родственников, в меньшей степени – на помощь близких друзей, в незначительной степени – на помощь, которую можно получить посредством социальных сетей онлайн (к последнему, в основном, прибегают представители младших возрастов). Источники помощи и поддержки различаются в зависимости от возраста респондентов. Уверенность в получении помощи зависит от уровня образования и места жительства. Пол, возраст, уровень образования и место жительства оказывают непосредственное влияние на дифференциацию накопленного социального капитала. Для молодежи младше 25 лет и лиц с высшим образованием характерен наиболее высокий уровень социального капитала, накопленного онлайн; людям в возрасте 41–60 лет, лицам с высшим образованием и женщинам присуща наибольшая уверенность в возможности получить помощь в трудной жизненной ситуации; молодые люди, сельские жители и мужчины наиболее предрасположены к активному общению с друзьями и отличаются более высоким уровнем доверия; пожилые люди и женщины чаще других ищут опору в религиозных общинах и религиозных практиках.