?
Некоторые аспекты правового регулирования защиты персональных данных в рамках внутреннего рынка Европейского Союза
В статье представлен один из аспектов соотношения экономических свобод внутреннего рынка Европейского Союза (ЕС) и защиты прав человека на примере права на защиту персональных данных, соблюдение которого чрезвычайно актуально сегодня. Внутренний рынок, являясь центром европейской интеграции, представляет собой одно из основных достижений ЕС, однако его потенциал не используется в полной мере. Правовое регулирование внутреннего рынка должно постоянно приводится в соответствие с реалиями сегодняшнего дня, включая технологический прогресс, который усложняет соблюдение права на защиту персональных данных и создает препятствия на пути реализации экономических свобод внутреннего рынка. Для выявления значения соблюдения права на защиту персональных данных для надлежащего функционирования внутреннего рынка автор анализирует некоторые документы Европейской Комиссии за последние несколько лет, включая Стратегию для единого рынка, ежегодняе обзоры роста, отчеты о применении Хартии ЕС об основных правах. Так, одним из инструментов повышения эффективности единого внутреннего рынка как раз и выступает защита персональных данных. Право на защиту персональных данных закреплено как в актах первичного, так и вторичного права ЕС. Особое внимание уделяется реформированию правового регулирования ЕС в этой сфере, особенно Регламенту 2016/679 о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и их свободном перемещении, который вступит в силу 2018 году: основным понятиям, сфере действия, принципам обработки персональных данных, правам физических лиц и др. Проводится сравнение с еще действующей Директивой 95/46 о защите физических лиц при обработке и свободном обращении персональных данных. Благодаря реформе, в том числе, вводится единое правовое регулирования для всего ЕС, которое должно усилить право на защиту данных и избавить предпринимателей от лишних расходов; упрощение правовых рамок посредством устранения административных и иных ненужных формальностей, например служба «одного окна»; более тесное сотрудничество между властями разных государств-членов; применение норм права ЕС и в отношении компаний, учрежденных в третьем государстве. Также обращается внимание и на практику Суда ЕС, в которой последний неоднократно напоминал институтам ЕС и государствам-членам об их обязанности соблюдать положения Хартии ЕС об основных правах в отношении права на защиту персональных данных.