?
Правовое регулирование отношений в газовой промышленности Индии и Южно-Африканской республике
Настоящая статья посвящается исследованию правового регулирования отношений по поводу природного газа в Индии и ЮАР. Прежде всего, автор представляет общий обзор состояния и перспектив развития газовой отрасли экономики данных государств и отмечает, что данные страны имеют много общего. Оба государства обладают незначительными резервами природного газа, спрос на ресурс выше, чем собственное производство. Однако Правительства стараются развивать собственную добычу, а не полагаться на импорт, для чего и были предприняты реформы.
Анализ правового регулирования начинается с выявления исследователем источников правового регулирования и установления роли международного права. Далее дается детальный анализ правового регулирования проведения работ по геологическому изучению, добыче природного газа, его транспортировке, дистрибуции, торговле, экспортно-импортной деятельности в Индии и ЮАР.
В заключение автор подводит итоги сравнительно-правового исследования, оценивая каждую из моделей правового регулирования, указывая на недостатки, а также возможные варианты их преодоления.
Исследователь приходит к выводу, что в ЮАР разработано ясное, понятное, кодифицированное законодательство. В тоже время в Индии были изменены не столько законы, сколько подзаконное регулирование. В обоих государствах учреждены специализированные регуляторы.
Несмотря на заявленный курс демонополизации данного сектора экономики, в Индии так и не было принято мер по осуществлено разделения видов деятельности. Законодательством ЮАР в свою очередь предусматриваются меры для ограничения злоупотреблений вертикально-интегрированными компаниями: деятельность должна осуществляться при помощи использования раздельных счетов, кросс-субсидирование не допускается.
Если в Индии в сфере добычи природного газа используется более гибкая контрактная форма – соглашение о разделе продукции, то в ЮАР – лицензионная. В обеих странах применяется государственное регулирование тарифов, транспортировка, хранение, дистрибуция и поставка природного газа осуществляются на основе лицензии. В Индии право доступа к газопроводам третьих лиц обеспечивается лишь в отношение одной трети мощностей.
Несмотря на несистемность индийского подхода к регулированию, в отличие от ЮАР, эта страна достигла более значительных успехов: было проведено большее число разведывательных работ, добывается больше газа.