• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 35 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Lyutova O. I., Fialkovskaya I. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2021. Vol. 25. No. 3. P. 693-710.
Добавлено: 26 августа 2021
Статья
Lyutova O. I. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2020. Vol. 24. No. 3. P. 695-716.
Добавлено: 23 апреля 2020
Статья
Larichev Aleksandr A., CHIKHLADZE L. T. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2020. Vol. 24. No. 2. P. 233-251.
Добавлено: 6 октября 2020
Статья
Pochekaev R. Y. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2021. Vol. 25. No. 3. P. 527-544.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью осмысления исторического опыта международных отношений в центрально-азиатском регионе в контексте противостояния «великих держав» за сферы влияния. Объектом исследования являются отношения России и Великобритании с самопровозглашенным государством Йэттишар (также фигурирующим в исследовательских трудах как Кашгария), существовавшим в 1864—1877 гг. в Восточном Туркестане. В качестве предмета исследования выступают торговые договоры, заключенные с этим государством Российской и Британской империями, соответственно в 1872 и 1874 гг. Целью исследования является историко-правовой анализ содержания договоров. Автор предпринимает попытку ответить на вопросы, в какой степени эти договоры свидетельствовали о признании двумя империями Йэттишара в качестве субъекта международных отношений, и как заключение этих договоров отражало противостояние империй в Центральной Азии — в рамках так называемой «Большой игры». Основными методами исследования являются формально-юридический, историко-правовой и сравнительно-правовой подходы, наряду с которыми автор использует юридико-антропологический и общеисторический исследовательский инструментарий. Полученные результаты до некоторой степени отражают и современные подходы России и западных держав в выстраивании правоотношений со своими партнерами в Центральной Азии, учет ими политической ситуации, политико-правовых и культурных традиций стран и народов региона.

Добавлено: 24 августа 2021
Статья
Panarina M., Fonotova O. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2021. No. 2. P. 414-433.

Вопросы определения предмета этического кодекса высшего учебного заведения, выявления его правовых характеристик, а также особенности применения на практике являются малоизученными в России. С целью восполнить отмеченный пробел в правовом знании мы предприняли попытку, начав с анализа этики образования в широком смысле, обобщить российский и зарубежный опыт внедрения кодексов этики и предложить современное видение сущности и регулятивной функции этических сводов. Исследование проведено с использованием общенаучных и специальных методов познания: логического, функционального, системно-структурного, методов обобщения, синтеза, индукции и дедукции. Ряд значимых выводов сделан с опорой на социологический метод исследования. Этический кодекс ВУЗа – это свод правил поведения добросовестного участника образовательного процесса. Кодекс является удачным «компромиссом» между разными видами «этик»: преподавателя и студента, студента и работника администрации. В этой связи особенную ценность приобретает процесс обсуждения сценариев поведения участников отношений в критических ситуациях и закрепление наиболее эффективных выработанных подходов в кодексе.По своей юридической сути этические кодексы являются нормативными, но, как правило, не правовыми актами, поскольку они принимаются органами профессиональных сообществ и часто не подкрепляются силой государственного принуждения.

Добавлено: 21 июня 2021
Статья
Волков А. К. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016. № 2. С. 81-105.

В статье автор уделяет внимание прежде всего общим правилам антимонопольного регу-

лирования в ЕС, а именно: о доминирующем положении, антиконкуретных соглашениях, госу-

дарственной помощи. При этом отмечаются особенности данного регулирования, а также прак-

тика его реализации. Во второй части статьи автор проводит анализ специальных норм антимо-

нопольного регулирования мерах о разделении предприятий, об обеспечении регулируемого

доступа к сети и пр. Отмечается, что в настоящее время антимонопольное право ЕС стало основ-

ным инструментом для развития газовой промышленности. Применение его общих правил уже

не вызывает критики, так как стало привычно, а также приобрело более последовательное пра-

вовое регулирование. При этом, безусловно, следует помнить об известном сомнении в необхо-

димости существования антимонопольного права в принципе. Применение специальных норм

антимонопольного регулирования вызывает больше сомнений и требует оценки.

Возможно, в силу недостатка практики реализации законодательства в Европейском Союзе

еще рано делать окончательные выводы об эффективности антимонопольного регулирования.

Уже поступают предложения о необходимости принятия новых директив в целях увеличения

полномочий регуляторов, гарантирования энергетической безопасности, стимулирования инве-

стиций. Однако при осуществлении дальнейших реформ следует помнить, что обеспечение кон-

куренции не должно приводить к возникновению новых барьеров на рынке. Такие меры, как раз-

деление компаний, установление регулируемого доступа к инфраструктуре, сами по себе огра-

ничивают свободу предпринимательства. Таким образом, представляется более актуальным не

принятие новых директив на уровне ЕС (по сути, замена одного регулирования другим), а дере-

гулирование. Сокращение государственного вмешательства позволит сохранить стимулы разви-

тия для монополиста, а также устранить барьеры для входа на рынок.

Автор приходит к заключению, что если принятие новых актов является неизбежным для

законодателя, то при разработке и применении норм антимонопольного права институты ЕС

должны, во-первых, соизмерять цели и меры их достижения, а во-вторых, обеспечить баланс

между необходимостью развития конкуренции и поддержанием энергетической безопасности,

имея в виду дефицит данного ресурса в ЕС.

Добавлено: 31 октября 2016
Статья
Барышева К. А., Матвеева М. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2018. Т. 22. № 4. С. 506-526.

В настоящее время в мире, в том числе и в мусульманских странах, наблюдается тенденция к повышению брачного возраста. В России законом минимальный брачный возраст напрямую не установлен. При наличии уважительных причин снижение возраста вступления в брак возможно до 16 лет, а законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены условия и порядок вступления в брак лиц, не достигших этого возраста. При буквальном толковании это свидетельствует об отсутствии нижней границы возраста вступления в брак, так как к лицам, не достигшим 16 лет, относятся несовершеннолетние от 0 до 16 лет. В статье рассматриваются вопросы соотнесения понятий «брачный возраст» и «возраст согласия». Анализ примечания к ст. 134 УК РФ позволяет сделать вывод: положение о вступлении в брак с потерпевшей, как основание освобождения от наказания, противоречит основным условиям вступления в брак. Фактически при принятии решения суды не могут достоверно определить, с какой целью был заключен брак, есть ли основания считать брак фиктивным, заключенным для избежания уголовного наказания или с иной корыстной целью. При рассмотрении уголовных дел следует в обязательном порядке обеспечить участие сотрудников органа опеки и попечительства в уголовном процессе, наделив их правом проводить проверки и давать заключения о действительном желании пары создать семью. Видится спорным применение нормы об освобождении от наказания в связи с изменением обстановки (условия применения ст. 80.1 УК РФ) к виновному, совершившему преступление, предусмотренное  ст. 134 УК РФ. Само по себе деяние не перестает быть общественно опасным: все еще продолжается половая связь с лицом, не достигшим возраста согласия, а вступление в брак не влечет юридического права на половое сношение с несовершеннолетним, не достигшим 16 лет, по крайней мере, это прямо не установлено законом. Предлагается определить специальную обязанность при освобождении виновного от наказания: если брак, заключенный с лицом, не достигшим возраста 16 лет, расторгается по инициативе условно осужденного ранее, чем через четыре года после его заключения, то суд может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда. 

Добавлено: 28 мая 2019
Статья
Алексеева Т. А. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2018. Т. 22. № 4. С. 481-505.

Статья посвящена развитию института главы государства в Испании в 1939-1975 гг. Актуальность анализа предопределена возросшей ролью глав государств во внутригосударственных и международных делах и популярностью термина. Испанский опыт представляется полезным для осмысления данного явления. Основная должность Франко легально называлась «глава государства» (Jefe del Estado), а официально признанный одноименный институт (Jeatura del Estado) оформлял его статус. В отличие от «главы государства» в учении Констана, он не функционировал в системе разделения властей, а обозначал правителя с персональной абсолютной пожизненной властью - юридический термин «глава государства» превратился в синоним политического термина «диктатор». Франкистский опыт демонстрировал недемократичную природу главы государства. Она подчеркивалась и титулом «каудильо», указывающим на его лидерство и миссию по возвращению былого «величия» Испании. В правлении Франко обнаруживаются черты «суверенной диктатуры», выделенной К. Шмиттом.

В статье выявляется потенциал главы государства при авторитарном режиме Франко путем анализа особенностей учреждения должности, формирования одноименного института и их развития. Тщательно разобраны необходимые законодательные акты, использованные автором статьи в оригинальном варианте.

В истории института выделяются два периода. В первый, после гражданской войны (1939 г.) и до принятия закона «О преемстве» 1947 г., учредительная деятельность Франко была направлена на создание «нового» националистического государства, непримиримого по отношению к внутренним и внешним врагам. Безграничная власть в военизированном государстве стала основой для господства децизионизма, а само государство отождествлялось с личностью его главы.

Во второй период, 1947-1975 гг., учредительная власть каудильо выразилась в «институционализации» «социального и представительного» государству, вновь объявленного монархией. Принятые «основные» законы не только создавали квази-конституционный фасад режиму, они закрепили самоограничение главы государства и его статус в системе учрежденных органов, механизм передачи власти будущему королю. Государство более не отождествлялось с главой государства. Он был объявлен представителем нации и обеспечивал единство государственной власти. Ф.Франко до конца жизни оставался экстраординарным главой государства. Введенный им механизм «сработал» после его ухода из жизни и создал возможность для перехода от авторитарного режима к демократическому, от «институционализации» к конституционализму.

Добавлено: 29 мая 2019
Статья
Синельникова В. Н., Хатунцев О. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2021. Т. 25. № 1. С. 294-308.

Актуальность темы обусловлена активной дискуссией, развернувшейся в по[1]следние годы, в связи изменениями действующего законодательства о правовом режиме животных как объектов гражданских прав и иррациональными предложениями, направленными на принци[1]пиальное изменение цивилистической концепции о животных и установление для них особого юридического статуса посредством признания животных, хотя и с некоторыми ограничениями, субъектами правоотношений. Цель — проанализировать генезис законодательства о животных, в том числе зарубежного, и показать значимость для общества норм, регламентирующих условия и порядок приобретения животных, пределы и принципы обращения с ними, а также сформулиро[1]вать авторскую позицию об участии в гражданском обороте животных. Методы исследования: формально-юридический, диалектического единства, системного анализа, интерпретации, модели[1]рования и прогнозирования. Результаты исследования (выводы): по итогам проведенного иссле[1]дования предложено дополнить ст. 128 ГК РФ новым термином «имущество» как базового по от[1]ношению к терминам «вещи», «иное имущество», «имущественные права»; расширить круг объек[1]тов гражданских прав, выделив животных в качестве самостоятельного объекта; уточнить редак[1]цию ст. 137 ГК, представив в ней определение животного как объекта гражданских прав и отразив основной критерий для классификации животных — оборотоспособность. Кроме того, высказано суждение об изменениях российского законодательства, внесенных в 2020 г., в том числе в Закон «О животном мире», позволяющих осуществлять любительскую и спортивную охоту на живот[1]ных, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, что явно противоречит международным соглашениям, которые допускают отстрел (отлов) животных только для поддержания средств к существованию человека.

Добавлено: 29 марта 2021
Статья
Алексеева Т. А. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2017. Т. 21. № 2. С. 173-199.

В статье анализируется история научного осмысления института главы государства в Испании. Предметом изучения стали наиболее значительные труды испанских специалистов по конституционному праву и его истории, рассмотренные на базе историографического подхода, в хронологической последовательности.

 

Добавлено: 6 июля 2017
Статья
Буштец Н. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2020. Т. 24. № 4. С. 1169-1186.

Применение института присяжных заседателей в России с 1 июня 2018 г. было расширено. Сегодня суды с участием присяжных заседателей рассматривают уголовные дела в областных судах, приравненных к ним, а также в районных судах. Одновременно законодательные нововведения коснулись числа граждан, состоящих в коллегии присяжных заседателей. Приведенные изменения диктуют необходимость научного осмысления произошедшего, включая выработку предложений, направленных на оптимизацию работу судов, представителей государственного обвинения и защиты с присяжными заседателями. В связи с этим целью исследования является совершенствование организации уголовного судопроизводства, осуществляемого судом с участием присяжных заседателей с учетом психологических особенностей деятельности судьи, государственного обвинителя, защитника и коллегии присяжных заседателей. В ходе работы автором рассматриваются результаты психолого-правовых исследований, в той или иной мере затрагивающих коммуникативные особенности участников уголовного судопроизводства. В работе делаются следующие основные выводы: а) установить в нормативных правовых актах Судебного департамента основные требования к перечню имущества и технических средств, обеспечивающие комфортные условия для присяжных заседателей во время судебного процесса; б) вести системную работу с кадровым составом судей, сотрудниками аппарата суда, взаимодействующих с присяжными заседателями с учетом рекомендаций, приведенных в настоящей статье; в) обеспечить судей и работников аппарата суда методической помощью по вопросам работы с присяжными заседателями.

Добавлено: 22 декабря 2020
Статья
Виноградова П. А. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2012. № 5. С. 22-27.

В данной статье анализируются положения законодательства, регламентирующие вопросы контроля за деятельностью нотариусов.  Обосновывается тезис о необходимости распространения на деятельность нотариального сообщества принципов саморегулирования и введения стандартов раскрытия информации.

Добавлено: 4 октября 2013
Статья
Ромашев Ю. С., Остроухов Н. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2014. № 3. С. 217-224.
В статье рассматриваются исторические аспекты становления кодификации международного права. Раскрывается значение официальной и неофициальной кодификации. Показывается участие международных институтов в данной сфере. Производится анализ доктрин ученых международников.
Добавлено: 22 февраля 2016
Статья
Полдников Д. Ю. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2014. № 2. С. 146-153.

Статья посвящена целесообразности использования категории «правоая традиция» при изучении средневекового европейского «права ученых» (ius commune) в историко-правовых исследованиях. Автор характеризует три компонента правовой традиции ius commune: правовую науку, юридическое образование, правосознание. Для каждого компонента выделены характерные особенности и отмечена важность для адекватной оценки вклада научных доктрин ius commune в развитие правовой мысли стран континентальной Европы.

Добавлено: 2 июля 2014
Статья
Михеева И. В., Долкова Е. А. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2020. Т. 24. № 2. С. 313-334.

Статья посвящена новому виду надзора за участниками финансового рынка – поведенческому надзору Банка России. Поведенческий надзор в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг рассматривается в «зоне действия» механизма административно-правового регулирования. Указывается на публичный характер субъектного состава его реализации (Банк России и органы исполнительной власти); возможность использования юстиционных (рассмотрение обращений граждан) и (по итогам) юрисдикционных (привлечение виновных в нарушении прав потребителей финансовых услуг организаций к административной ответственности) процессуальных административно-правовых алгоритмов.

Добавлено: 27 ноября 2019
Статья
Кудрявцева Е. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2007. № 5. С. 76-79.
Добавлено: 18 февраля 2010
Статья
Туманова А. С. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2014. № 4. С. 13-21.

В статье рассмотрены основополагающие тенденции изучения правовой культуры российского общества конца XIX - начала XX вв., которые существуют в историко-правовой литературе последних десятилетий и представляются наиболее значимыми для характеристики категории "правовая культура"

Добавлено: 19 ноября 2014
Статья
Алексеева Т. А. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2014. № 4. С. 102-115.

Статья посвящена проблеме закрепления основ формирования правовой системы в Испании после правозглашения Республики в 1931 году. Тщательно разработанная, отвечающая международно-правовым реалиям, Конституция 1931 года оказала немалое влияние на последующую конституционную эволюцию Испании, получила широкую известность во многих странах мира.

Добавлено: 23 марта 2015
Статья
Волков А. К. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2017. С. 115-135.

Настоящая статья посвящается исследованию правового регулирования отношений по поводу природного газа в Индии и ЮАР. Прежде всего, автор представляет общий обзор состояния и перспектив развития газовой отрасли экономики данных государств и отмечает, что данные страны имеют много общего. Оба государства обладают незначительными резервами природного газа, спрос на ресурс выше, чем собственное производство. Однако Правительства стараются развивать собственную добычу, а не полагаться на импорт, для чего и были предприняты реформы.

Анализ правового регулирования начинается с выявления исследователем источников правового регулирования и установления роли международного права. Далее дается детальный анализ правового регулирования проведения работ по геологическому изучению, добыче природного газа, его транспортировке, дистрибуции, торговле, экспортно-импортной деятельности в Индии и ЮАР.

В заключение автор подводит итоги сравнительно-правового исследования, оценивая каждую из моделей правового регулирования, указывая на недостатки, а также возможные варианты их преодоления.

Исследователь приходит к выводу, что в ЮАР разработано ясное, понятное, кодифицированное законодательство. В  тоже время в Индии были изменены не столько законы, сколько подзаконное регулирование. В обоих государствах учреждены специализированные регуляторы.

Несмотря на заявленный курс демонополизации данного сектора экономики, в Индии так и не было принято мер по осуществлено разделения видов деятельности. Законодательством ЮАР в свою очередь предусматриваются меры для ограничения злоупотреблений вертикально-интегрированными компаниями: деятельность должна осуществляться при помощи использования раздельных счетов, кросс-субсидирование не допускается.

Если в Индии в сфере добычи природного газа используется более гибкая контрактная форма – соглашение о разделе продукции, то в ЮАР – лицензионная. В обеих странах применяется государственное регулирование тарифов, транспортировка, хранение, дистрибуция и поставка природного газа осуществляются на основе лицензии. В Индии право доступа к газопроводам третьих лиц обеспечивается лишь в отношение одной трети мощностей.

Несмотря на несистемность индийского подхода к регулированию, в отличие от ЮАР, эта страна достигла более значительных успехов: было проведено большее число разведывательных работ, добывается больше газа.

Добавлено: 21 мая 2017
Статья
Почекаев Р. Ю. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2014. № 4. С. 182-189.

В статье дается характеристика правового регулирования трудовой деятельности мигрантов из Казахстана в пограничных областях Российской империи в XIX в. Дается обзор законодательства, регулирующего статус трудовых мигрантов в пограничных с Казахстаном регионах империи, выявляются проблемы, связанные с его нарушениями, характеризуются меры борьбы с нелегальной миграцией. Автор приходит к выводу, что многие из современных средств правового регулирования статуса трудовых мигрантов и борьбы с нарушением законодательства о них применялись уже в имперский период.

Добавлено: 28 марта 2015
Статья
Изотова А. Н. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2020. № 4. С. 985-1004.

Статья посвящена регулированию тайны связи, которая является не только гарантией индивидуального права на конфиденциальность, неприкосновенность частной жизни, но и необходимым условием коллективного блага – свободы слова, доверия к коммуникационным услугам, что имеет существенное значение для формирования информационного общества.

Право на тайну связи с появлением новых коммуникационных технологий трансформируется и расширяется, что требует актуализации и гармонизации законодательной базы. В связи с этим целью исследования является выявление проблем и противоречий в обновляющемся правовом регулировании тайны связи, в том числе посредством анализа законодательства и существующих научных подходов по вопросам содержания тайны связи, раскрытия механизмов как обеспечения, так и ограничения тайны связи, а также взаимодействия субъектов правоотношений по поводу тайны связи. Также в работе затронуты вопросы соотношения российского и европейского законодательства, регулирующего вопросы тайны связи (ePrivacy). Методология исследования представлена такими методами, как диалектический, метод анализа, аналогии, формально-юридический, сравнительный методы научно-исследовательской деятельности.

В исследовании в контексте взаимоотношений субъектов правоотношений по поводу тайны связи показаны различные подходы к определению содержания права на тайну связи, расширение круга профессиональных субъектов тайны связи, «расшатывание» механизмов ограничения данного права в сторону его расширения.

Добавлено: 9 октября 2020
1 2