• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 26 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Лютова О. И. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2020. No. 3. P. 15-29.
Добавлено: 23 апреля 2020
Статья
Волков А. К. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016. № 2. С. 81-105.

В статье автор уделяет внимание прежде всего общим правилам антимонопольного регу-

лирования в ЕС, а именно: о доминирующем положении, антиконкуретных соглашениях, госу-

дарственной помощи. При этом отмечаются особенности данного регулирования, а также прак-

тика его реализации. Во второй части статьи автор проводит анализ специальных норм антимо-

нопольного регулирования мерах о разделении предприятий, об обеспечении регулируемого

доступа к сети и пр. Отмечается, что в настоящее время антимонопольное право ЕС стало основ-

ным инструментом для развития газовой промышленности. Применение его общих правил уже

не вызывает критики, так как стало привычно, а также приобрело более последовательное пра-

вовое регулирование. При этом, безусловно, следует помнить об известном сомнении в необхо-

димости существования антимонопольного права в принципе. Применение специальных норм

антимонопольного регулирования вызывает больше сомнений и требует оценки.

Возможно, в силу недостатка практики реализации законодательства в Европейском Союзе

еще рано делать окончательные выводы об эффективности антимонопольного регулирования.

Уже поступают предложения о необходимости принятия новых директив в целях увеличения

полномочий регуляторов, гарантирования энергетической безопасности, стимулирования инве-

стиций. Однако при осуществлении дальнейших реформ следует помнить, что обеспечение кон-

куренции не должно приводить к возникновению новых барьеров на рынке. Такие меры, как раз-

деление компаний, установление регулируемого доступа к инфраструктуре, сами по себе огра-

ничивают свободу предпринимательства. Таким образом, представляется более актуальным не

принятие новых директив на уровне ЕС (по сути, замена одного регулирования другим), а дере-

гулирование. Сокращение государственного вмешательства позволит сохранить стимулы разви-

тия для монополиста, а также устранить барьеры для входа на рынок.

Автор приходит к заключению, что если принятие новых актов является неизбежным для

законодателя, то при разработке и применении норм антимонопольного права институты ЕС

должны, во-первых, соизмерять цели и меры их достижения, а во-вторых, обеспечить баланс

между необходимостью развития конкуренции и поддержанием энергетической безопасности,

имея в виду дефицит данного ресурса в ЕС.

Добавлено: 31 октября 2016
Статья
Барышева К. А., Матвеева М. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2018. Т. 22. № 4. С. 506-526.

В настоящее время в мире, в том числе и в мусульманских странах, наблюдается тенденция к повышению брачного возраста. В России законом минимальный брачный возраст напрямую не установлен. При наличии уважительных причин снижение возраста вступления в брак возможно до 16 лет, а законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены условия и порядок вступления в брак лиц, не достигших этого возраста. При буквальном толковании это свидетельствует об отсутствии нижней границы возраста вступления в брак, так как к лицам, не достигшим 16 лет, относятся несовершеннолетние от 0 до 16 лет. В статье рассматриваются вопросы соотнесения понятий «брачный возраст» и «возраст согласия». Анализ примечания к ст. 134 УК РФ позволяет сделать вывод: положение о вступлении в брак с потерпевшей, как основание освобождения от наказания, противоречит основным условиям вступления в брак. Фактически при принятии решения суды не могут достоверно определить, с какой целью был заключен брак, есть ли основания считать брак фиктивным, заключенным для избежания уголовного наказания или с иной корыстной целью. При рассмотрении уголовных дел следует в обязательном порядке обеспечить участие сотрудников органа опеки и попечительства в уголовном процессе, наделив их правом проводить проверки и давать заключения о действительном желании пары создать семью. Видится спорным применение нормы об освобождении от наказания в связи с изменением обстановки (условия применения ст. 80.1 УК РФ) к виновному, совершившему преступление, предусмотренное  ст. 134 УК РФ. Само по себе деяние не перестает быть общественно опасным: все еще продолжается половая связь с лицом, не достигшим возраста согласия, а вступление в брак не влечет юридического права на половое сношение с несовершеннолетним, не достигшим 16 лет, по крайней мере, это прямо не установлено законом. Предлагается определить специальную обязанность при освобождении виновного от наказания: если брак, заключенный с лицом, не достигшим возраста 16 лет, расторгается по инициативе условно осужденного ранее, чем через четыре года после его заключения, то суд может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда. 

Добавлено: 28 мая 2019
Статья
Алексеева Т. А. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2018. Т. 22. № 4. С. 481-505.

Статья посвящена развитию института главы государства в Испании в 1939-1975 гг. Актуальность анализа предопределена возросшей ролью глав государств во внутригосударственных и международных делах и популярностью термина. Испанский опыт представляется полезным для осмысления данного явления. Основная должность Франко легально называлась «глава государства» (Jefe del Estado), а официально признанный одноименный институт (Jeatura del Estado) оформлял его статус. В отличие от «главы государства» в учении Констана, он не функционировал в системе разделения властей, а обозначал правителя с персональной абсолютной пожизненной властью - юридический термин «глава государства» превратился в синоним политического термина «диктатор». Франкистский опыт демонстрировал недемократичную природу главы государства. Она подчеркивалась и титулом «каудильо», указывающим на его лидерство и миссию по возвращению былого «величия» Испании. В правлении Франко обнаруживаются черты «суверенной диктатуры», выделенной К. Шмиттом.

В статье выявляется потенциал главы государства при авторитарном режиме Франко путем анализа особенностей учреждения должности, формирования одноименного института и их развития. Тщательно разобраны необходимые законодательные акты, использованные автором статьи в оригинальном варианте.

В истории института выделяются два периода. В первый, после гражданской войны (1939 г.) и до принятия закона «О преемстве» 1947 г., учредительная деятельность Франко была направлена на создание «нового» националистического государства, непримиримого по отношению к внутренним и внешним врагам. Безграничная власть в военизированном государстве стала основой для господства децизионизма, а само государство отождествлялось с личностью его главы.

Во второй период, 1947-1975 гг., учредительная власть каудильо выразилась в «институционализации» «социального и представительного» государству, вновь объявленного монархией. Принятые «основные» законы не только создавали квази-конституционный фасад режиму, они закрепили самоограничение главы государства и его статус в системе учрежденных органов, механизм передачи власти будущему королю. Государство более не отождествлялось с главой государства. Он был объявлен представителем нации и обеспечивал единство государственной власти. Ф.Франко до конца жизни оставался экстраординарным главой государства. Введенный им механизм «сработал» после его ухода из жизни и создал возможность для перехода от авторитарного режима к демократическому, от «институционализации» к конституционализму.

Добавлено: 29 мая 2019
Статья
Алексеева Т. А. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2017. Т. 21. № 2. С. 173-199.

В статье анализируется история научного осмысления института главы государства в Испании. Предметом изучения стали наиболее значительные труды испанских специалистов по конституционному праву и его истории, рассмотренные на базе историографического подхода, в хронологической последовательности.

 

Добавлено: 6 июля 2017
Статья
Виноградова П. А. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2012. № 5. С. 22-27.

В данной статье анализируются положения законодательства, регламентирующие вопросы контроля за деятельностью нотариусов.  Обосновывается тезис о необходимости распространения на деятельность нотариального сообщества принципов саморегулирования и введения стандартов раскрытия информации.

Добавлено: 4 октября 2013
Статья
Ромашев Ю. С., Остроухов Н. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2014. № 3. С. 217-224.
В статье рассматриваются исторические аспекты становления кодификации международного права. Раскрывается значение официальной и неофициальной кодификации. Показывается участие международных институтов в данной сфере. Производится анализ доктрин ученых международников.
Добавлено: 22 февраля 2016
Статья
Полдников Д. Ю. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2014. № 2. С. 146-153.

Статья посвящена целесообразности использования категории «правоая традиция» при изучении средневекового европейского «права ученых» (ius commune) в историко-правовых исследованиях. Автор характеризует три компонента правовой традиции ius commune: правовую науку, юридическое образование, правосознание. Для каждого компонента выделены характерные особенности и отмечена важность для адекватной оценки вклада научных доктрин ius commune в развитие правовой мысли стран континентальной Европы.

Добавлено: 2 июля 2014
Статья
Михеева И. В., Долкова Е. А. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2020.

Статья посвящена новому виду надзора за участниками финансового рынка – поведенческому надзору Банка России. Поведенческий надзор в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг рассматривается в «зоне действия» механизма административно-правового регулирования. Указывается на публичный характер субъектного состава его реализации (Банк России и органы исполнительной власти); возможность использования юстиционных (рассмотрение обращений граждан) и (по итогам) юрисдикционных (привлечение виновных в нарушении прав потребителей финансовых услуг организаций к административной ответственности) процессуальных административно-правовых алгоритмов.

Добавлено: 27 ноября 2019
Статья
Кудрявцева Е. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2007. № 5. С. 76-79.
Добавлено: 18 февраля 2010
Статья
Туманова А. С. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2014. № 4. С. 13-21.

В статье рассмотрены основополагающие тенденции изучения правовой культуры российского общества конца XIX - начала XX вв., которые существуют в историко-правовой литературе последних десятилетий и представляются наиболее значимыми для характеристики категории "правовая культура"

Добавлено: 19 ноября 2014
Статья
Алексеева Т. А. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2014. № 4. С. 102-115.

Статья посвящена проблеме закрепления основ формирования правовой системы в Испании после правозглашения Республики в 1931 году. Тщательно разработанная, отвечающая международно-правовым реалиям, Конституция 1931 года оказала немалое влияние на последующую конституционную эволюцию Испании, получила широкую известность во многих странах мира.

Добавлено: 23 марта 2015
Статья
Волков А. К. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2017. С. 115-135.

Настоящая статья посвящается исследованию правового регулирования отношений по поводу природного газа в Индии и ЮАР. Прежде всего, автор представляет общий обзор состояния и перспектив развития газовой отрасли экономики данных государств и отмечает, что данные страны имеют много общего. Оба государства обладают незначительными резервами природного газа, спрос на ресурс выше, чем собственное производство. Однако Правительства стараются развивать собственную добычу, а не полагаться на импорт, для чего и были предприняты реформы.

Анализ правового регулирования начинается с выявления исследователем источников правового регулирования и установления роли международного права. Далее дается детальный анализ правового регулирования проведения работ по геологическому изучению, добыче природного газа, его транспортировке, дистрибуции, торговле, экспортно-импортной деятельности в Индии и ЮАР.

В заключение автор подводит итоги сравнительно-правового исследования, оценивая каждую из моделей правового регулирования, указывая на недостатки, а также возможные варианты их преодоления.

Исследователь приходит к выводу, что в ЮАР разработано ясное, понятное, кодифицированное законодательство. В  тоже время в Индии были изменены не столько законы, сколько подзаконное регулирование. В обоих государствах учреждены специализированные регуляторы.

Несмотря на заявленный курс демонополизации данного сектора экономики, в Индии так и не было принято мер по осуществлено разделения видов деятельности. Законодательством ЮАР в свою очередь предусматриваются меры для ограничения злоупотреблений вертикально-интегрированными компаниями: деятельность должна осуществляться при помощи использования раздельных счетов, кросс-субсидирование не допускается.

Если в Индии в сфере добычи природного газа используется более гибкая контрактная форма – соглашение о разделе продукции, то в ЮАР – лицензионная. В обеих странах применяется государственное регулирование тарифов, транспортировка, хранение, дистрибуция и поставка природного газа осуществляются на основе лицензии. В Индии право доступа к газопроводам третьих лиц обеспечивается лишь в отношение одной трети мощностей.

Несмотря на несистемность индийского подхода к регулированию, в отличие от ЮАР, эта страна достигла более значительных успехов: было проведено большее число разведывательных работ, добывается больше газа.

Добавлено: 21 мая 2017
Статья
Почекаев Р. Ю. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2014. № 4. С. 182-189.

В статье дается характеристика правового регулирования трудовой деятельности мигрантов из Казахстана в пограничных областях Российской империи в XIX в. Дается обзор законодательства, регулирующего статус трудовых мигрантов в пограничных с Казахстаном регионах империи, выявляются проблемы, связанные с его нарушениями, характеризуются меры борьбы с нелегальной миграцией. Автор приходит к выводу, что многие из современных средств правового регулирования статуса трудовых мигрантов и борьбы с нарушением законодательства о них применялись уже в имперский период.

Добавлено: 28 марта 2015
Статья
Почекаев Р. Ю. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2019. Т. 23. № 4. С. 602-621.

Записки путешественников чаще всего привлекаются исследователями как источник по истории, социально-экономическим отношениям, а также антропологии и этнографии стран и народов, которые посетили авторы. В гораздо меньшей степени этот вид источников использовался историками права, поскольку в большинстве своем путешественники не ставили своей целью описание права посещенных ими стран, и такие сведения в их записках носят, как правило, отрывочный характер. Между тем анализ сведений путешественников о правовом состоянии посещенных стран и народов представляет значительную ценность, поскольку они отражают именно реально существовавшие правовые отношения — в отличие от «идеализированных» правовых реконструкций, которые создаются исследователями на основе сохранившихся юридических памятников соответствующих стран и народов. В статье предпринимается попытка продемонстрировать ценность записок путешественников как важного и ценного источника по истории права традиционных народов на примере анализа сведений российских путешественников о правовых реалиях Монголии XVIII — первой половины XIX в. Предлагается изучение соответствующих текстов с точки зрения юридической антропологии. Теоретическую основу исследования составили труды антропологов права (Н. Рулан, А.И. Ковлер, В.В. Бочаров), которые значительное внимание уделяют именно правовому развитию стран и народов, относящихся к традиционной правовой семье. Источниковая база исследования представлена записками российских путешественников, с разными целями посетившими Монголию в XVIII — первой половине XIX в. — дипломатов, торговцев, миссионеров и военных разведчиков — в записках которых (включая официальные отчеты, дневники, сочинения, составленные по итогам поездок) имеются сведения, касающиеся правовых отношений в Монголии рассматриваемого периода. В качестве методов исследования используются формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, системный анализ, структурно- функциональный метод. Записки русских путешественников исследуются как источник сведений о правовой ситуации и отношении монголов к своему традиционному и маньчжурскому имперскому праву в меняющихся политических и социально-экономических условиях. Анализируются позиции и подходы самих авторов записок к изучению монгольских правовых реалий: интерес к конкретным юридическим аспектам, оценка их с точки зрения представителей другой правовой культуры и т.д. Автор приходит к выводу, что записки путешественников о монгольском праве являются ценным источником как о процессе правового развития монголов (их правоотношений и правосознания), так и о формировании отечественной традиции изучения права традиционных народов и государств, т.е., по сути, начального (практико-ориентированного) этапа российской юридической антропологии.

Добавлено: 24 декабря 2019
Статья
Алексеева Т. А. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2012. № 4. С. 31-39.

Статья посвящена рецепции римского публичного права в советских конституциях. В центре внимания три из них: во-первых, республики, понимаемой как «соединения многих людей, связанных между собою в вопросах права и общностью интересов», во-вторых, народовластия, и, в-третьих, отказ от разделения властей. Первый нашёл своё отражение в закреплении природы и сути РСФСР и СССР, второй – в закреплении субъекта власти и системе Советов, третий – в системе государственных органов.

Добавлено: 12 марта 2013
Статья
Васильева Н. С. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2017. Т. 21. № 3. С. 396-414.

В статье проводится анализ основных подходов к проблеме действительности права, на основе которого выделяется ряд аспектов феномена, обозначаемого термином «действительность права»: нормативная значимость, социальная и (или) психологическая эффективность, объективная данность, обязывающая сила. В связи с отсутствием определения понятия действительности права формулируется авторское определение данного понятия, свободное от ограничений, зависящих от принимаемого подхода к праву. Действительность права определяется как специфический механизм (особая сила) нормативного воздействия на поведение людей. Соответственно обязывающая сила права трактуется не как обязанность повиноваться праву, а как механизм возникновения правовых обязанностей. Также в статье предлагается классификация подходов к обоснованию действительности права, а один из подходов – антиметафизический – рассматривается на примере концепции действительности права, сконструированной датским правоведом Альфом Россом, представителем скандинавского правового реализма. Указанная концепция реконструируется с учетом анализа терминологических проблем, характерных для переводов его работ на английский язык и исследований его творчества. Автор приходит к выводу, что ключом к надлежащему осмыслению концепции А. Росса является адекватное терминологическое разграничение двух основополагающих понятий, отражающих позицию ученого относительно проблемы действительности права в контексте соотношения Должного и Сущего в праве. Предлагается переводить датский термин «gælden» как «действенность», поскольку речь идет о действующем и эффективном праве, а «gyldighet» – как «действительность», поскольку подразумевается обязывающая сила права, связанная с долженствованием. В концепции А. Росса действительность проявляется в реальности и доступна непосредственному наблюдению и научному исследованию в рамках юриспруденции через действенность. Выявив действенное право в ходе исследования фактов реальности – поведения людей – можно сделать предположение о том, что переживается и рационализируется людьми как действительное право. Автор статьи приходит к выводу о том, что несмотря на свои предубеждения против действительности права как обязывающей силы, А. Росс предлагает собственную, весьма гармоничную интерпретацию «обязывающей силы», отвечающую выбранным им методологическим предпосылкам (таким, как строгий эмпиризм, нонкогнитивизм, когерентизм).

Добавлено: 27 октября 2019
Статья
Маскаева И. И. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016. № 4. С. 123-147.

Данная статья посвящена проблемным аспектам возмещения вреда, который возник в результате действий (бездействия) или решений органов публичной администрации и их должностных лиц. Автор анализирует систему нормативного регулирования данных отношений, сложившуюся судебную практику, выявляя особенности реализации права на компенсацию вреда, причиненного государством в результате его административно-юрисдикционной деятельности. Особое внимание уделяется дискуссионности вопроса о правовой природе регулируемых отношений, проблеме определения нормативной основы возмещения вреда, причиненного государством в рамках административного процесса, включая проблему применимости всех способов защиты, предусмотренных гражданским законодательством, при реализации права на возмещение вреда, причиненного в рамках административного процесса. Анализируются вопросы установления незаконности и виновности при причинении вреда в результате осуществления властных действий (решений), а также вопросы преюдиции, допустимости обоснования в рамках искового производства незаконности принятых публичной администрацией решений нормативного и ненормативного характера. В завершение представлены выводы о недостаточной четкости правового регулирования исследуемого вопроса, дана оценка дискуссионным аспектам проблематики и тенденциям развития института возмещения причиненного государством вреда, предложены способы совершенствования действующего законодательства и правоприменительной практики.  Автором предлагаются два пути законодательного решения поставленной проблемы: признание всех предусмотренных гражданским законодательством способов возмещения вреда в рамках административно-правовых отношений посредством более четкого генерального законодательного указания на допустимость всех возможностей реализации данного права применительно к возмещению вреда, причиненного действиями публичной администрации,  либо формирование собственной полноценной административно-правовой нормативной базы компенсации вреда, причиненного государством в результате его административно-юрисдикционной деятельности. Вне зависимости от избранного пути совершенствования рассматриваемого института, его обновленная нормативная основа должна учитывать позитивные достижения правоприменительной практики, особенно – прогрессивные правовые позиции, сформированные в процессе толкования спорных норм Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации. Ревизия законодательства в части регламентации возмещения вреда должна способствовать не только уточнению места данного института в системе правового регулирования, но и обеспечить надлежащую защиту соответствующего права.

Добавлено: 22 октября 2018
Статья
Арзамасов Ю. Г. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016. № 12. С. 9-25.

Рассматриваются проблемы понимания правовой герменевтики и  доктринального толкования. Автор делается вывод, что проблема толкования норм права, уже переросла тематические рамки общей теории права и государства и является предметом  отдельной науки прикладного характера – правовой герменевтики, имеющей в своем арсенале целую палитру разнообразных методов толкования норм права. Особое внимание уделяется проблемам определения объекта доктринального толкования и его видов. На основе проведенного анализа автор статьи делает вывод, что объекты доктринального толкования весьма разнообразны и не ограничиваются интерпретацией только норм права. Практически все элементы правовой системы могут быть подвержены научному анализу и прогнозированию.

В противовес утвердившемуся в литературе по теории права и государства мнению о том, что доктринальное толкование – это вид неофициального толкования права, автор  делает вывод, согласно которому доктринальное толкование может быть официальным, неофициальным и официозным, то есть  иметь полуофициальный характер, как например, заключения на законопроекты.

Автор статьи утверждает следующее: несмотря на то, что в современной России доктрина  не признается в качестве официального источника права, она оказывает сильнейшее воздействие на законодателя, прежде всего, на его правовое сознание, на его психологию, устои. Лучшие образчики научных доктрин закреплены в первой главе Конституции Российской Федерации. Это и теория Ш. Монтескье о разделении властей, также идея федеративного устройства российского государства, идеи светского и демократического государства, которые прошли серьезную проверку временем. Это и идея Лоренца фон Штейн о социальном характере государства.

Рассмотрев различные подходы к пониманию источников права,  автор приходит к выводу, что если результат толкования подготовлен известным ученым юристом, изложен в лоне общепризнанной теории, определенного концепта, правовой парадигмы, то он должен быть признан источником (формой) права и на него необходимо ссылаться при разрешении правовых проблем в административных, а также в судебных инстанциях различного уровня.

Добавлено: 8 марта 2017
Статья
Виноградова П. А. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2013. № 3. С. 52-62.

В данной статье анализируются компетенция субъектов Российской Федерации в сфере предоставления бесплатной юридической помощи. Авторы рассматривают особенности правового регулирования в данной сфере на местном и региональном уровне. Актуальность темы настоящей статьи продиктована двумя факторами: начальным этапом формирования данного института и делегирование федеральным законодательством всех расходов, связанных с предоставлением бесплатной юридической помощи, на региональный уровень.

Добавлено: 5 октября 2013
Статья
Почекаев Р. Ю. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2017. Т. 21. № 4. С. 508-527.

В статье анализируются сведения и оценки представителей бухарской правящей и интеллектуальной элиты 1870-1910-х гг. о правовых преобразованиях, произведенных российскими властями в Бухарском эмирате, с 1868 г. попавшем под протекторат Российской империи. Привлечены труды ряда авторов, являющихся как чиновниками бухарских эмиров, одни из которых критиковали политику властей (А. Дониш, А. Сами), другие были полностью лояльны ей (Садри Зийа, Салимбек), так и оппозиционерами - сторонниками реформ (А. Фитрат, С. Айни). С использованием историко-правового, формально-юридического, сравнительно правового анализа дается характеристика отношения представителей местной элиты к вмешательству имперских властей в дела Бухары в целом, а также их оценка изменений, произошедших после установления российского протектората в отдельных сферах правоотношений - налоговой, торговой, уголовно-правовой и процессуальной, а также в области здравоохранения. Социальный статус и политические взгляды представителей бухарской элиты современников, работы которых анализируются, во многом повлияли на их оценку преобразований, произведенных в Бухарском эмирате по инициативе российских властей. Консервативные представители власти весьма критически оценивают эти преобразования и всячески выступают против реформ в Бухаре, реформаторы же (джадиды, младобухарцы) многие нововведения оценивают положительно. Вместе с тем нельзя не отметить довольно противоречивую позицию ряда авторов: приветствуя изменения, которые имперская администрация пыталась провести в Бухаре, они вместе с тем опасались окончательной утраты эмиратом независимости и его дальнейшего развития по «русскому» (т.е. европейскому) пути, без учета национальной и религиозной специфики местного населения, традиций государственности и права Средней Азии. Тем не менее, практически все авторы, несмотря на настороженное отношение к российским правовым преобразованиям, демонстрируют адаптацию к новым политическим и правовым реалиям, осознают, что влияние России на дальнейшее развитие эмирата - свершившийся факт и в ряде случае даже приводят сведения о том, как они сами или их знакомые научились даже извлекать пользу из изменения правоотношений в той или иной сфере. Сведения бухарских современников о правовых преобразованиях в Бухаре под российским протекторатом представляют ценное дополнение к правовым памятникам и свидетельствам российских и западных современников, относящимся к этому периоду, и позволяют раскрыть еще один аспект правовой политики Российской империи в Средней Азии.

Добавлено: 27 января 2018
1 2