?
Дионисийская концепция Вяч. Иванова. Рец. на кн.: Ф. Вестбрук. Дионис и дионисийская трагедия: Вячеслав Иванов. Филологические и философские идеи о дионисийстве. München: «Verlag Otto Sagner», 2009, 314 с.
Русская литература. 2010. № 2. С. 256-258.
Рецензия на монографию голландского исследователя Ф. Вестбрука "Дионис и дионисийская трагедия: Вячеслав Иванов. Филологические и философские идеи о дионисийстве".
Научное направление:
Филология и лингвистика
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Ермакова Л. Л., Русская литература 2015 № 2 С. 215-230
В статье рассматриваются проблемы, возникающие при подготовке нового издания трагедий Эсхила в переводе Вяч. Иванова. Особое внимание уделено текстологии шести переведенных им трагедий: дан подробный археографический обзор основных рукописей, сделана попытка установить их взаимоотношения. При этом автор статьи обращается к изданиям греческих текстов трагедий и их переводов на европейские языки, которыми Вяч. Иванов пользовался в ...
Добавлено: 26 ноября 2016 г.
Ермакова Л. Л., Philologia Classica 2017 № 12-2 С. 218-230
Согласно одной, наиболее известной традиции, Клитемнестра убила Агамемнона при помощи двойного топора, и В. И. Иванов придерживается именно этой точки зрения, сторонником которой был также У. фон Виламовиц-Меллендорф. Хотя в трагедии Эсхила «Агамемнон» орудие убийства прямо не называется, в ивановском переводе постоянно фигурирует двойной топор или секира. В первой части статьи подробно рассмотрены соответствующие пассажи ...
Добавлено: 23 января 2018 г.
Ермакова Л. Л., Вестник Удмуртского университета. Серия 5: История и филология 2015 Т. 25 № 3 С. 22-25
В статье рассматривается влияние трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» на трагедию В.И. Иванова «Прометей» на примере хора Океанид. Содержание реплик хора в «Прометее» Иванова перекликается с текстом Эсхила: Иванов вводит хор Океанид в свою трагедию явно под влиянием Эсхила, тем более, что женский хор, олицетворяющий диаду, прекрасно иллюстрирует ивановскую теорию развития трагедии из религиозного действа. При ...
Добавлено: 26 ноября 2016 г.
Ермакова Л. Л., Philologia Classica 2018 № 13-2 С. 276-287
Современники В. И. Иванова и исследователи его творчества неоднократно писали о том, что одна из особенностей стиля поэта заключается в обилии двусоставных слов, придающих тяжеловесность его стихам. Эту особенность можно обнаружить и в переводах Эсхила: в отличие от других русских переводчиков, Иванов наполняет их множеством двусоставных прилагательных, существительных и наречий, что, по-видимому, отражает и принцип ...
Добавлено: 17 октября 2018 г.
Ермакова Л. Л., Русская литература 2015 № 4 С. 194-196
Хроника международной научной конференции "Вячеслав Иванов и дионисийство: disputatio metaphysica et culturalis", прошедшей в Санкт-Петербурге 19-20 февраля 2015. ...
Добавлено: 26 ноября 2016 г.
Г. Гусейнов, В кн. : Вяч. Иванов: Pro et Contra. Личность и творчество Вячеслава Иванова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология. Том 2. Под ред. К. Г. Исупова, А. Б. Шишкина. СПб., 2016. Т. 2.: СПб. : Русская христианская гуманитарная академия, 2016. Гл. 8. С. 96-121.
История создания и публикации книг "Дионис и прадионисийство" и "Эллинская религия страдающего бога". ...
Добавлено: 13 марта 2017 г.
Ермакова Л. Л., Studia Litterarum 2019 Т. 4 № 4 С. 220-231
Мифологема страдающего бога, на которой основана дионисийская концепция Вячеслава Иванова, развиваемая им, прежде всего, в работах «Эллинская религия страдающего бога» и «Дионис и прадионисийство», оказала влияние и на его переводы из Эсхила. В статье рассматривается перевод трилогии Эсхила «Орестея», герои и сюжет которой трактуются Ивановым в дионисийском ключе. В лексико-семантическое поле мифологемы страдающего бога входят ...
Добавлено: 25 октября 2019 г.
СПб. : Русская христианская гуманитарная академия, 2016
Вяч. Иванов: pro et contra, антология. Т. 2 / Сост. К. Г. Исупова, А. Б. Шишкина; коммент. коллектива авторов. — СПб.: РХГА,
2016. — 960 с.
ISBN 978-5-88812-725-4
Второй том антологии «Вяч. Иванов: pro et contra» включает четыре раздела, разным образом представляющих личность, творчество и влияние поэта и мыслителя. В первом собраны научные статьи 1922–2010 гг., исследующие его роль ...
Добавлено: 13 марта 2017 г.
Гусейнов Г. Ч., М. : Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 1981
Диалог как драматургический жанр; зависимость построения философской мысли от типа высказывания. ...
Добавлено: 29 марта 2013 г.
Гасан Гусейнов, Символ. Журнал христианской культуры 2015 Т. 65 № 1 С. 430-470
Место "Диониса и прадионисийства" в творчестве Вяч.Иванова и в контексте современной ему научной и философской литературе. Проблема "дионисийства" как идейного комплекса конца 19 - первой трети 20 в. ...
Добавлено: 23 марта 2015 г.
Гусейнов Г. Ч., Гефтер 2014 № 17.02.
Взаимосвязь книг Вячеслава Ивановича Иванова (1866-1949) об Эллинской религии и о т.н. пра-дионисийстве с биографической траекторией поэта, в особенности в годы эмиграции - сначала в Баку, а позднее - в Риме. ...
Добавлено: 7 марта 2015 г.
Зелинский Ф. Ф., М. : Московский рабочий, 1993
Многим читателям хорошо известны многократно издававшиеся у нас «Легенды и мифы Древней Греции» Н. А. Куна, но почти никто не помнит о другом издании подобного рода: книгах Ф. Ф. Зелинского, появившихся в начале 20-х гг. нынешнего века. Выдающийся филолог конца XIX — начала XX столетия вводит читателей в мир античной мифологии: сказания о богах и ...
Добавлено: 18 апреля 2013 г.
Издательство РХГА, 2021
Эта книга является переводом на русский язык диссертационного исследования Брэтта М. Роджерса — профессора департамента классических исследований университета Пьюджет-Саунд (США). Автор утверждает, что древнегреческое образование являлось не только пространством приобщения к знаниям, но и пространством физического насилия и педагогической тирании. Специфика древнегреческих образовательных практик архаического и классического периодов проявлялась в термине «дидаскалия» — предшественнике
термина «пайдейя». ...
Добавлено: 22 августа 2021 г.
Егоров А. С., Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории 2012 Т. VI С. 121-128
Статья посвящена специфике изображения Диониса в трагедии Еврипида «Вакханки». Автор рассматривает круг тем, среди которых важное место занимают двойственная природа Диониса и культовое почитание этого бога. Особое внимание уделяется мудрости, свойственной религиозному движению, разрушающему привычные социальные установления. ...
Добавлено: 2 февраля 2013 г.
Гусейнов Г. Ч., М. : Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 1982
В трилогии Эсхила "Орестея" параллельно развиваются несколько планов: ритуала, анималистико-мифологического рельефа и др.; в лекциях показано, какими средствами Эсхил добивается эффекта контрапункта речи и действия. ...
Добавлено: 29 марта 2013 г.
Гасан Гусейнов, Символ. Журнал христианской культуры 2015 Т. 65 С. 396-429
Комментарий - реальный, текстологический и литературно-исторический - к книге Вяч.Иванова (1866-1949) "Дионис и прадионисийство") ...
Добавлено: 24 июля 2015 г.
Илона Светликова, Revue des Etudes Slaves 2018 Т. 89 № 4 С. 599-606
На рубеже XIX - XX вв. орфизмом интересовались не только художники и писатели, но и исследователи греческой культуры. Мы рассматриваем возможные причины подобного интереса на примере ученых и писателей, участвовавших в работе московского издательства "Мусагет". ...
Добавлено: 5 октября 2018 г.
Костылева Т. В., Philologia Classica 2019 Vol. 14 No. 1 P. 144-148
Добавлено: 23 апреля 2019 г.
Поливанов К. М., Новое литературное обозрение 2021 Т. 171 № 5 С. 376-380
Рецензия на сборник статей Unacknowledged Legislators: Studies in Russian Literary History and Poetics in Honor of Michael Wachtel / Ed. by L. Fleishman, D.M. Bethea, I. Vinitsky. Bern, Switzerland: Peter Lang, 2020. —
995 p. — (Stanford Slavic Studies; Vol. 50). ...
Добавлено: 23 октября 2021 г.
Никольский Б. М., Вестник древней истории 2019 Т. 79 № 3 С. 586-607
В статье предлагается интерпретация трагедии Еврипида «Гекуба». Как показывает тематический анализ трагедии, ее замысел состоит в том, чтобы подчеркнуть относительность обычных представлений о дружбе и вражде, предложив для них новый и абсолютный критерий – доблесть и низость. Такая тематическая структура соответствует политической цели, ради которой поставлена трагедия, – поставить под сомнение необходимость и благотворность военного ...
Добавлено: 2 февраля 2020 г.
Никольский Б. М., Вестник древней истории 2019 Т. 79 № 1 С. 41-57
В статье предлагается текстологическая и литературная интерпретация фрагмента из «Данаи» Еврипида (fr. 324 Kannicht). Статья показывает, что в данном фрагменте Еврипид обращается к приему рационализации мифа, не раз используемому им в своих трагедиях; в «Данае» эта рационализация преследует только драматическую, а не философскую цель. Кроме того, в статье опровергается распространенная среди ученых идея о том, ...
Добавлено: 3 сентября 2019 г.
Гасан Гусейнов, / Постнаука.Ру. Серия 01.07.2015 "Лекции". 2015.
Видеозапись + полный текст лекции
Почему в европейской культуре существует противопоставление Аполлона и Диониса? Как образ ницшеанского сверхчеловека связан с древнегреческой мифологией? Как философская концепция Ницше развивалась в русской философии? ...
Добавлено: 25 июля 2015 г.
М. : Наука, 1989
Книга включает трагедии "Просительницы", "Персы", "Семеро против Фив" и трилогию "Орестея" в переводе Вячеслава Иванова. Сопровождается комментариями. ...
Добавлено: 4 марта 2014 г.
Гусейнов Г. Ч., Символ. Журнал христианской культуры 2014 Т. 64 С. 7-220
Подготовка текста и первое полное издание книги Вяч.Ив. Иванова "Эллинская религия страдающего бога" с комментарием. ...
Добавлено: 4 марта 2015 г.