?
Шкалы внутренней и внешней академический мотивации школьников
Аннотация: В статье представлены результаты разработки опросника Шкалы академической мотивации школьников и учащихся колледжей (ШАМ-Ш) на основе предложенного ранее Т.О. Гордеевой, О.А. Сычевым и Е.Н. Осиным опросника для студентов. Теоретической базой методики выступают положения теории самодетерминации о внутренней и внешней мотивации продуктивной деятельности. С помощью конфирматорного факторного анализа подтверждается структура опросника из 8 шкал, характеризующих три тесно взаимосвязанных типа внутренней мотивации (мотивы познания, достижения, саморазвития), четыре характерных типа внешней мотивации учебной деятельности (мотивы самоуважения, интроецированная регуляция, экстернальная регуляция) и амотивацию. Все шкалы опросника обладают приемлемой надежностью (0,72 < α < 0,90) и демонстрируют ожидаемые связи с предикторами мотивации (базовыми психологическими потребностями в автономии, компетентности и связанности) и ее следствиями (показателями настойчивости, успешности учебной деятельности и психологического благополучия). Продемонстрированы возможности использования методики для анализа целостных мотивационных профилей учащихся школ разного типа и колледжей, а также гендерных различий в успеваемости.