?
Учебная миграция в Россию в фокусе толерантности
Вестник Томского государственного университета. 2008. № 317.
Дементьева С.В.
На основе анализа российских тенденций в развитии учебной миграции делается вывод о ее потенциальных возможностях для улучшения интеллектуальной, экономической и демографической ситуации в России. Представлены прикладные результаты пилотной стадии социологического обследования проблемы учебной миграции в Томск и Москву: контент-анализ городской прессы, анкетирование иностранных студентов, транскрибирование интервью экспертов из властных структур и сферы обра- зования.
Язык:
русский
Ключевые слова: учебная миграция
Гиниятова Е. В., Дрыга С. В., Вестник науки Сибири 2016 № 4(23)
Актуальность исследования определена неизученностью учебной миграции в учреждения СПО страны. В результате взвешенной миграционной политики, направленной на увеличение притока учебных мигрантов в учреждения СПО, степень управляемости иммиграционными процессами резко повысится, что является ключевой задачей, а страна приобретет новых граждан, которые получат российское гражданство наилучшим способом – через систему образования. Цель работы: проанализировать трудности, которые не ...
Добавлено: 26 января 2017 г.
Полетаев Д. В., Дементьева С.В., Зурабишвили Т. З., Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов 2014 Т. 324 № 6 С. 118-125
Актуальность работы обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг. ...
Добавлено: 21 октября 2016 г.
Лакомова А. А., Хусяинов Т. М., Педагогика и просвещение 2015 № 1 С. 36-50
Предмет исследования - основные причины, лежащие в основе современной образовательной миграции, в частности, получение высшего образования в зарубежных учебных заведениях. Авторы затрагивают современное состояние образовательной миграции зарубежных студентов в Россию, а также значение экспорта российского образования на мировой рынок. Повышение престижа российских ВУЗов и повышение числа иностранных студентов отвечает основным геополитическим и социально-экономическим интересам страны ...
Добавлено: 12 июля 2016 г.
Как и во многих других странах, в России миграция имеет выраженный возрастной профиль, пиковые значения ее интенсивности приходятся на годы получения высшего и профессионального образования. В работе проанализирована интенсивность миграции молодежи студенческого возраста (17–21 год) на основе трех источников информации с учетом возможностей и ограничений каждого из них. Миграционная привлекательность регионов России сравнивалась тремя способами. Во-первых, по данным текущего учета миграции раздельно за два периода—2003–2010 ...
Добавлено: 22 сентября 2016 г.
Дементьева С.В., В кн. : Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы и практики взаимной адаптации : монография. : Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2009. С. 289-342.
Исследование ставило своей целью получить качественную и количественную оценку иностранными учащимися и экспертами в области учебной миграции условий для обучения в РФ и дать рекомендации по их улучшению, совершенствованию и развитию, оценив имеющиеся и необходимые условия для адаптации в РФ. ...
Добавлено: 21 октября 2016 г.
Мкртчян Н. В., Демографическое обозрение 2020 Т. 7 № 1 С. 83-99
Статистика долговременной внутренней миграции в 2011 г. претерпела серьезные изменения, связанные с включением в число мигрантов лиц, зарегистрированных не только по месту жительства, но и по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Эти изменения привели к резкому увеличению числа учтенных мигрантов, изменению структурных характеристик потоков. В результате изменения методики учета, сразу после окончания ...
Добавлено: 23 мая 2020 г.
Not dissimilar to many other countries, migration in Russia has a pronounced age-dependent pattern with the peak intensity at the age when people obtain higher and professional education. In this paper, we analyze migration intensity at student age (17–21) using three sources of demographic data with regard to their key opportunities and limitations. We compare ...
Добавлено: 6 декабря 2016 г.
Зайончковская Ж. А., Мкртчян Н. В., Тюрюканова Е. В. и др., В кн. : Население России 2008: Шестнадцатый ежегодный демографический доклад. : М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. Гл. 5. С. 257-295.
Содержание главы:
5.1. Рост иммиграции себя исчерпал
5.2. Средняя Азия - основной миграционный донор России
5.3. Эмиграция за пределы СНГ возвращается к исходному уровню
5.4. Трудовая иммиграция остается главным потоком
5.4.1. Потенциал роста трудовой миграции сокращается
5.4.2. Миграция становится все более "культурно далекой"
5.4.3. Необходимость и неизбежность трудовой иммиграции для России
5.4.4. Экономика России будет все больше зависеть от мигрантов
5.4.5. Возможно ли толерантное ...
Добавлено: 11 июня 2013 г.
Гончарова Н. В., Симбирский научный вестник 2015 № 4(22) С. 165-170
В статье рассматриваются некоторые проблемы межэтнического взаимодействия в вузе. В частности, делается акцент на повседневных взаимоотношениях иностранных студентов с другими учащимися и преподавателями, ряде социально-психологических, коммуникационных проблем, которые накладывают отпечаток на взаимное восприятие сторон. ...
Добавлено: 27 октября 2016 г.
Дементьева С.В., Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов 2011 Т. 319 № 6 С. 166-172
Вскрыты законодательные барьеры, препятствующие выходу российского образования на международный образовательный рынок. В контексте формально-юридического подхода представлен сравнительный анализ действующего образовательного законодательства и проекта закона «Об образовании». Установлено, что существующая система правового регулирования учебной миграции малоэффективна, не отвечает целям инновационного развития высшего образования и его экспорта. ...
Добавлено: 21 октября 2016 г.
Шитова Н. Б., Журнал российского права 2020 № 7 С. 98-111
В Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019 – 2025 годы отмечено среди основных направлений политики повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан. Данная государственная цель обоснована, с одной стороны, неблагоприятной демографической ситуацией в РФ, а с другой, необходимостью увеличения темпов социально-экономического развития и конкуренции за интеллектуальные ресурсы на международном рынке. Однако содержание законодательства не ...
Добавлено: 24 октября 2019 г.
В публикации дается комплексная оценка сложившимся тенденциям учебной миграции из новых независимых государств (стран СНГ и Балтии) в Россию на протяжении 1990-2010-х гг., характеризуется динамика и структура учебной миграции. По результатам проведенного эмпирического исследования выявляются мотивы и наиболее распространенные способы поступления иностранных студентов в российские вузы, роль русского языка в формировании потоков учебных мигрантов из ...
Добавлено: 28 сентября 2012 г.
Дементьева С.В., Гиниятова Е. В., Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов 2012 Т. 321 № 6
Представлен опыт университета в развитии международного образования. Освящены промежуточные результаты научного исследования взаимных адаптационных сложностей и проблем учебных мигрантов из зарубежных стран и отечественных вузов. Маркированы актуальные демографические проблемы России, соотнесенные с существующей политикой в области высшего образования. Намечены пути стимулирования и управления развитием образовательной миграцией. ...
Добавлено: 21 октября 2016 г.
М. : Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2015
Сборник научных статей, отражающих актуальное состояние изучения миграционных процессов. ...
Добавлено: 11 ноября 2013 г.
М. : Экон-Информ, 2013
Материалы конференции включают работы, посвященные проблемам трудовой миграции на постсоветском пространстве, а также в других регионах мира. ...
Добавлено: 4 ноября 2013 г.
Шитова Н. Б., Журнал юридических исследований 2019 Т. 4 № 4 С. 7-13
Статья посвящена осмыслению понятия «образовательная миграция», его содержания. Учитывая важность привлечения иностранных граждан в РФ в целях образования, что обосновывается, в частности, их оценкой как потенциальных граждан РФ, анализу подлежит отражение в актах стратегического планирования однозначного понимания сущности образовательной миграции. Авторские выводы строятся на основе рассмотрения теоретических подходов исследователей образовательной миграции к данному понятию, анализа ...
Добавлено: 24 октября 2019 г.
Полетаев Д. В., Дементьева С.В., Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов 2010 Т. 316 № 6 С. 128-134
Проанализированы трудности, препятствующие выходу российского образования на международный образовательный рынок. Приведены прикладные результаты социологического исследования с целью верификации качественных и количественных маркеров проблемы учебной миграции в России и выявления инновационных стратегий в ее развитии. Установлено, что существующая система государственного регулирования учебной миграции бессистемна и малоэффективна. Показана ресурсная емкость учебной миграции для улучшения интеллектуальной, экономической и ...
Добавлено: 21 октября 2016 г.
Зангиева И. К., Сулейманова А. Н., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2016 № 5 С. 127-146
Прием иностранных граждан в российские вузы позволяет не только популяризовать российское образование в мировом пространстве, но и пополнить человеческий капитал со сравнительно небольшими издержками со стороны страны-реципиента, а также решить проблему «демографической ямы» за счет молодых специалистов, планирующих окончательную миграцию в Россию после окончания обучения. Страны СНГ на данный момент являются основным источником абитуриентов, заинтересованных ...
Добавлено: 5 ноября 2016 г.