?
Перспективы когнитивных исследований в изучении явления синестезии слухового и зрительного восприятия у лиц с абсолютным слухом
С. 33-37.
Вопросы изучения особенностей пространственного восприятия со времён Л.С. Выготского представляли интерес для психологической науки. В настоящий момент актуально изучение синестезии зрительного и слухового восприятия у лиц с абсолютным слухом, возникающей в результате чтения партитур. Отдельный интерес в этом контексте вызывает анализ особенностей восприятия музыкального текста у лиц с абсолютным слухом, поскольку для обладателей абсолютного слуха характерно представление об абсолютной высоте звука, что обусловливает ряд особенностей восприятия музыкального текста.
Смирнова О. В., Седёлкина Ю. Г., В кн. : Традиционное и новое в лингвистике, переводоведении, лингвокультурологии и лингводидактике: сборник статей по материалам конференции (СПбГУ, 15-16 декабря 2016 г.). : СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2017. С. 128-132.
Статья освещает основные проблемы исследования, посвященного обучению студентов Академии Художеств им. И. Е. Репина португальскому как второму иностранному языку с помощью синестемических лексических комплексов. В ней затрагиваются такие вопросы как профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам, психо-когнитивные особенности студентов художественных вузов, трилингвизм, синестезия и синестемия, а также обосновывается выбор лексического подхода при обучению данной категории студентов. ...
Добавлено: 29 ноября 2017 г.
Гершкович В. А., Фаликман М. В., Российский журнал когнитивной науки 2018 Т. 5 № 4 С. 28-46
В статье кратко очерчена история когнитивной психологии с момента ее появления в 1950-х гг. и до настоящего времени. Обсуждается, что когнитивная психология как научное направление привнесла в психологическую науку. Рассмотрены основные направления критики данной области психологии как извне, так и изнутри: это критика, затрагивающая проблемы единого формата репрезентации в системе переработки информации, ограниченных ресурсов системы ...
Добавлено: 2 февраля 2020 г.
М. : СВИВТ, 2015
Материалы V Всероссийской научно-практической (заочной) конференции, посвященной 75-летию доктора психологических наук, профессора, почетного профессора РГПУ им. А.И. Герцена В.Н. Панферова. - М.:СВИВТ, 2015. - 239 с. ISBN 978-5-4362-0023-1 ...
Добавлено: 1 марта 2016 г.
Яр. : Филигрань, 2021
В сборнике представлены материалы Всероссийской научной конференции «Психология познания: низкоуровневые и высокоуровневые процессы», проходившей 18–19 декабря 2020 г. в ЯрГУ им П.Г. Демидова. Конференция посвящена памяти выдающегося психолога Дж. С. Брунера. В работе конференции приняли участие ученые ведущих исследовательских центров России по когнитивной психологии. Книга адресована специалистам в области когнитивной науки. ...
Добавлено: 14 июля 2021 г.
Фаликман М. В., Психологические исследования: электронный научный журнал 2016 Т. 9 № 48 С. 3-3
Обсуждаются основные источники и направления конструктивизма в психологии, конструктивистские подходы в отечественной психологии и преломление фундаментальных положений конструктивизма в когнитивных исследованиях. В качестве центрального понятия на современном этапе исследований рассматривается понятие задачи. ...
Добавлено: 16 октября 2016 г.
Фаликман М. В., Психологические исследования: электронный научный журнал 2015 Т. 8 № 42 С. 3-3
Обсуждаются изменения в когнитивной парадигме, характерные для последних десятилетий и обусловленные развитием наук о мозге и методов регистрации его активности в ходе решения познавательных задач. Прослеживаются источники и направления этих изменений, ставится вопрос о том, каким может быть предмет когнитивной психологии в этом контексте. ...
Добавлено: 25 августа 2015 г.
Логинов Н. И., Спиридонов В. Ф., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика 2017 Т. 7 № 1 С. 24-42
В статье описывается один из основных трендов развития когнитивной психологии — теоретические модели, связанные с исследованиями воплощенного познания (Embodied cognition). Фиксируются недостатки классического символьного подхода — первого теоретического направления, сложившегося в когнитивной психологии в 1950–70-е гг. Выделяются основные направления подхода, связанного с воплощенным познанием: укорененное познание, энактивизм, феноменологический подход, неоэкологический подход, теория динамических систем. Подробно характеризуются два первых. ...
Добавлено: 19 июля 2018 г.
Фаликман М. В., Методология и история психологии 2012 № 4
В статье обсуждаются исследования внимания в когнитивной психологии, освещается роль метафор в развитии этих исследований, анализируется переход от парадигмы фильтрации к парадигме селективной установки, обсуждаются проблемы объектно-ориентированного и пространственно-ориентированного внимания, взаимодействия восходящих и нисходящих процессов в обработке зрительной информации, описываются активно разворачивающиеся в последние годы исследования зрительного поиска и феноменов функциональной слепоты по причине невнимания, ...
Добавлено: 17 января 2013 г.
NY : Oxford University Press, 2019
Добавлено: 11 июня 2019 г.
Фаликман М. В., Asmolov A., Revue internationale du CRIRES, Canada 2017 Vol. 4 No. 1 P. 54-62
The problem of consciousness is one of the core problems in the contemporary cogni- tive science. Driven by the neuroimaging boom, most researchers look for the neural correlates or signatures of consciousness and awareness in the human brain. However, we believe that the explanatory potential of the cultural-historical activity approach to this problem is far ...
Добавлено: 2 ноября 2017 г.
Фаликман М. В., Культурно-историческая психология 2012 № 3 С. 3-11
В статье представлен анализ современных исследований зрительного внимания как высшей психической функции в когнитивной психологии. Особый акцент делается на проблеме опосредствованности перцептивного внимания. В частности, рассматривается такая форма опосредствования, как использование зрительного контекста и представления об общей структуре слова в качестве средства, повышающего эффективность опознания буквенного стимула в задачах на внимание. На основании результатов собственных ...
Добавлено: 17 января 2013 г.
Фаликман М. В., Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека Дубна 2012 № 3 С. 31-37
В статье обсуждаются основные тенденции в развитии современной когнитивной науки, возвращающие в её состав те линии исследования, которые изначально были утеряны в связи с опорой на метафору познания как переработки информации техническим устройством (компьютером). Рассматриваются истоки проблематики воплощенного (телесного) познания, ситуативного (контекстно-обусловленного) познания, распределенного и социального познания, эмоционального познания. Анализируются возможности конвергенции когнитивной науки и ...
Добавлено: 17 января 2013 г.
Горчаков Я. В., Таратухина Ю. В., Вестник РГГУ. Серия "Информатика. Информационная безопасность. Математика" (Российская Федерация) 2020 № 2 С. 8-26
В настоящей работе авторами рассматриваются кросскультурные и когнитивные аспекты передачи семиотической информации, а именно то, каким образом происходит обмен и интерпретация информации в контексте бизнес-процессов представителями разных культурных групп. В статье затрагиваются вопросы субъективности восприятия информации, изобразительной эффективности моделей бизнес-процессов и их информативного содержания и то, каким образом культурные факторы влияют на сложность или простоту ...
Добавлено: 16 октября 2020 г.
Логинов Н. И., Спиридонов В. Ф., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика 2017 Т. 7 № 4 С. 343-364
Дается краткая характеристика подхода «Воплощенное познание», а также рассматривается структура данной области знания в соответствии с используемыми типами объяснительных моделей. Анализируются три направления современных исследований в рамках подхода «Воплощенное познание»: феноменологический подход, теория динамических систем, неоэкологический подход. В рамках феноменологического подхода рассматриваются два независимых направления: нейрофеноменология, предполагающая использование методов феноменологии в когнитивных исследованиях, и феноменология-как-точка-отсчета, ...
Добавлено: 19 июля 2018 г.
Чернышев Б. В., Лазарев И. Е., Чернышева Е. Г. и др., / Высшая школа экономики. Series PSY "Psychology". 2012. No. 01.
The nature of interrelations of brain event-related potentials to behavioral measures and temperament dimensions was studied in the situation of attention under the auditory oddball paradigm. Several components of event-related potentials were found to be related to Extraversion, Mobility, Ergonicity and Emotionality. The results are discussed within the framework of the resource model of attention. ...
Добавлено: 20 июля 2012 г.
М. : РНЦ "Курчатовский институт", 2008
Добавлено: 19 марта 2014 г.
Александров Д. А., Иванюшина В. А., В кн. : Бедность и развитие ребенка. : М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2015. Гл. 1. С. 8-28.
Книга посвящена тому, как бедность и раннее социальное неблагополучие сказываются на ребенке и его развитие в самых разных аспектах. Группа авторов постаралась сделать монографию максимально междисциплинарной: проблемы влияния бедности на развитие ребенка рассматриваются с точки зрения классической психологии, нейропсихологии, нейрофизиологии, педиатрии, социологии и экономики; обсуждаются результаты и модели, разработанные в самых разных дисциплинах. Книга опирается ...
Добавлено: 14 сентября 2015 г.
Солдатова Г. У., Евдокименко А. С., В кн. : Вторая научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов Академии социального управления (апрель 2007 года): Сборник материалов. : М. : АСОУ, 2008. С. 15-16.
В работе описывается подходы к анализу переговорного процесса с точки зрения теории игр и когнитивных исследований. Рассматриваются преимущества и недостатки этих подходов и перспективы их развития. ...
Добавлено: 19 марта 2014 г.
М., Саратов : ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019
Учебник подготовлен авторским коллективом преподавателей Института психологии Государственного университета гуманитарных наук, Московской гуманитарно-социальной академии и сотрудников Института психологии РАН. В нем подробно изложены основы психологии познания как составляющей курса «Общей психологии». Содержание учебника соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению и специальности «Психология». Учебник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей факультетов психологии университетов. ...
Добавлено: 26 октября 2021 г.
Гершкович В. А., Фаликман М. В., Методология и история психологии 2012 № 4
В статье кратко очерчена история когнитивной психологии с момента её появления в 1950-х гг. и до настоящего времени, рассмотрены основные направления критики данной области психологии как извне, так и изнутри, обозначены современные области исследования, сложившиеся в соответствии с этими направлениями. ...
Добавлено: 17 января 2013 г.
Горбунова Е.С., Ле С.Т.Т., Макаров И.М., В кн. : Механизмы построения и переструктурирования репрезентации. Материалы Всероссийской научной конференции. : Яр. : НПЦ «Психодиагностика», 2017. С. 28-36.
Репрезентация целевого стимула в рабочей памяти при решении задачи зрительного поиска ...
Добавлено: 30 июля 2018 г.
Алюшин А. Л., Философские науки 2010 № 11 С. 104-115
В статье обсуждается концепция кадров зрительного и слухового восприятия. Исходные идеи этой концепции были выдвинуты А. Бергсоном, впоследствии эта концепция была развита Ф. Варелой. В ходе обсуждения привлекаются новейшие данные нейронаук и когнитивных наук. Автором выдвигается гипотеза о возможности расширения концепции кадров на понимание любой когнитивной деятельности, включая мышление. ...
Добавлено: 12 октября 2012 г.
Институт психологии РАН, 2020
В данном сборнике представлены научные сообщения участников Всероссийской научной конференции «Творчество в современном мире: человек, общество, технологии», посвященной 100 летию со дня рождения Я.А. Пономарева (25–27 сентября 2020 г.). Их тематика перекликается с ключевыми темами творческого наследия Я.А. Пономарева и психологии творчества: методология исследования творческого мышления, творчество и эмоционально-мотивационная сфера, ресурсы и потенциалы креативности, творчество ...
Добавлено: 25 сентября 2020 г.