?
Гуманитарное знание в борьбе эпистемологических парадигм
Гл. 6. С. 108-124.
Малинкин А. Н.
В статье в историческом аспекте рассматривается специфика гуманитарного знания в свете познавательных парадигм.
В книге
М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014
Купцова С. В., Солоухина О. А., Драгой О. В. и др., Stem-, Spraak- en Taalpathologie 2015 Vol. 20 No. 1 P. 82-84
Добавлено: 28 сентября 2015 г.
Щербакова О. В., Образцова В. С., Грабовая Е. В. и др., Вопросы психологии 2018 № 4 С. 92-102
Статья посвящена сравнительному анализу полноты понимания юмора здоровыми людьми (N = 39) и пациентами, страдающими психическими заболеваниями (N = 31): шизофренией и шизотипическими расстройствами (N = 19) и аффективными расстройствами (N = 12). Испытуемым предъявлялся набор из семи вербальных шуток, по которым индивидуально проводилось глубинное полуструктурированное интервью, направленное на выявление уровней когнитивного и эмоционального понимания ...
Добавлено: 1 ноября 2018 г.
Ячин С. Е., Деменчук П. Ю., Чернявина Ю. А., Ойкумена. Регионоведческие исследования 2022 Т. 62 № 3 С. 151-165
В докладе представлен обзор публикаций учёных стран Восточной и Юго-Восточной Азии, содержание которых обусловлено идеями М.М. Бахтина, раскрывается эвристический потенциал концептов Бахтина. Установлено, что М.М. Бахтин является наиболее востребованным российским мыслителем для мировой и, в частности, азиатской гуманитарной науки. В докладе дается анализ 67 статей, опубликованных с 2005 по 2021 год в реферативной базе SCOPUS. ...
Добавлено: 1 мая 2023 г.
Поздеева Е. В., Нестерова Н. М., Котельникова А. Н., Вопросы психолингвистики 2017 № 4 (34) С. 50-63
Статья посвящена изучению процесса восприятия и понимания текста на иностранном языке с использованием методики «встречного текста», предложенной и разработанной А.И. Новиковым. Данная методика, а также принцип доминантности А.А. Ухтомского легли в основу психолингвистического эксперимента, описание которого представлено в статье. На наш взгляд, «методика встречного текста» позволяет выявить и вербализовать доминанты, имеющиеся в сознании тех, кто ...
Добавлено: 12 марта 2018 г.
Anton Oleinik, Irina Popova, Svetlana Kirdina и др., Quality and Quantity 2013 No. September P. 1-18
В статье обсуждаются несколько показателей надежности контент-анализа: пи Скотта, альфа Криппендорфа, S Беннета, каппа Коэна, I Перро и Лея, а также допущения, используемые при их расчете. Показано, что список показателей надежности может быть дополнен, с одной стороны, коэффициентами корреляции между распределением качественных кодов и, с другой стороны, совместной сочетаемостью слов и распределением категорий, полученным с ...
Добавлено: 3 декабря 2013 г.
М. : Спецкнига, 2012
Сборник докладов четвертой Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика в системе гуманитарного знания» содержит научные статьи педагогов, психологов системы образования, студентов, аспирантов, соискателей, докторантов, научных сотрудников российских вузов, стран ближнего и дальнего зарубежья, отражающие изменения, происходящие в структуре психологического и педагогического знания. Сборник является специализированным изданием, содержащим статьи, посвященные теоретическим и прикладным вопросам педагогики, образования, ...
Добавлено: 5 февраля 2013 г.
АЛЕФ, 2022
Сборник включает в себя материалы Международной научно-исследовательской конференции «Гуманитарное знание и духовная безопасность», на которой рассмотрены методологические и культуро-логические проблемы гуманитарного знания и духовной безопасности.
Сборник предназначен для широкого круга ученых, аспирантов и студентов социально-гуманитарного направления.
Ответственность за аутентичность и точность цитат, имен, назва-ний и иных сведений, а также за соблюдение законов об интеллектуальной собственности несут авторы ...
Добавлено: 16 января 2023 г.
М. : Издательство МГУ, 2008
В Сборник вошли материалы Аверинцевских чтений, посвященных памяти выдающегося христианского мыслителя С.С. Аверинцева. Вошедшие в книгу материалы отражают осмысление научного и культурного наследия С. С. Аверинцева, открытых им тем, вклада ученого в интеллектуальную и духовную культуру, а также роли его личности и трудов в становлении христианского самосознания современников. Тематически разнообразный сборник будет интересен и полезен ...
Добавлено: 31 марта 2013 г.
Кольцова В. А., Психологический журнал 2009 Т. 30 № 5 С. 46-55
Обоснован историзм научной концепции С.Л. Рубинштейна, являющийся предпосылкой глубины и фундаментальности идей ученого. Раскрыт вклад Рубинштейна в становление отечественной истории психологии, в формирование ее принципов, способов позитивного анализа и конструктивной критики психологических подходов, а также их философско-методологических оснований. Опираясь на онтологический подход Рубинштейна, дано понимание объекта и предмета истории психологии. ...
Добавлено: 15 апреля 2013 г.
Обухов А. С., В кн. : Творцы российской науки (к памятным датам 2017 - 2018 гг.). : М. : МОД "Исследователь", 2018. С. 39-45.
Обсуждается влияние работ и жизнедеятельности В.И. Вернадского на гуманитарное знание в ХХ веке и современное время. Обсуждается опыт обращения В.И. Вернадского к гуманитарным сферам исследованиям: истории, философии, психологии. Выделяются значимые методологические принципы, заложенные В.И. Вернадским для развития гуманитарных наук. ...
Добавлено: 10 апреля 2018 г.
Доброхотов А. Л., В кн. : Аверинцевские чтения. : М. : Издательство МГУ, 2008. С. 58-67.
Великое поколение «шестидесятников», которое до сих пор удивляет неиссякаемым творческим ресурсом и духовной пассионарностью – поколение, к которому принадлежал Сергей Сергеевич Аверинцев – уходит сейчас с какой-то беспощадной скоростью. Книги и дела остаются, но оказывается, что этого мало. Видимо, существует критическая квота присутствия, которая позволяет голосу поколения участвовать в «шуме времени»; и вот – этот ...
Добавлено: 31 марта 2013 г.
Чеканцева З. А., В кн. : Образы времени и исторические представления. Россия - Восток - Запад. : М. : Кругъ, 2010. Гл. 3. С. 66-78.
Словосочетание «время историка» можно воспринимать двояким образом. Во-первых, как воплощение «субъективного» родительного падежа или время с точки зрения историка. Во-вторых, как «объективный» родительный падеж – время, к которому принадлежит историк. При этом актуальным становится концепт «время истории» или «историческое время», схваченное в проявлениях конкретной человеческой жизни. Чаще это выражение воспринимается во втором смысле, когда историки ...
Добавлено: 15 апреля 2013 г.
Brighton : [б.и.], 2013
The last of IAFOR’s European Conference series saw the First European Conference on Arts and Humanities (ECAH) paired with the First European Conference on Language Learning (ECLL). The ECAH event was chaired by IAFOR IAB Chair, Professor Stuart Picken with the ECLL event chaired by Professor Steve Cornwell of Osaka Jogakuin University.
This event saw 250 ...
Добавлено: 27 ноября 2013 г.
Иванченко Г. В., Человек 2006 № 4
Рецензия на книгу В.В. Знакова "Психология понимания: Проблемы и перспективы", в которой существлен анализ методологического значения феномена понимания в современном гуманитарном знании в эпоху перехода от неклассической науки к постнеклассической, а также исследовано соотношение когнитивных и экзистенциальных компонентов понимания с позиций психологии субъекта и психологии человеческого бытия, раскрыта неразрывная связь понимания с самопониманием. ...
Добавлено: 24 января 2014 г.
Представлен современный взгляд на проблемы педагогики в медицине и высшем медицинском образовании. Данная книга поможет сориентироваться в основных категориях педагогики, понять цели, принципы, методы и формы обучения в медицинском вузе, выявлять педагогические аспекты в деятельности врача, а также осознать роль педагогики как гуманитарного знания в профессиональном и личностном становлении, повысить свою профессиональную и нравственную культуру.
Соответствует ФГОС ВО последнего поколения.
Для студентов медицинских вузов и практикующих врачей-педагогов. ...
Добавлено: 29 октября 2020 г.
Архангельская В. В., Московский психотерапевтический журнал 2005 № 2 С. 30-42
Опыты о человеке, с которыми психолог имеет дело в современных психопрактиках (не только в рамках психотерапии, но даже в большей мере — в сфере искусства и разного рода практик «работы над собой»), не получают и, как выясняется, не могут получить адекватного психологического осмысления в рамках естественнонаучно ориентированной экспериментальной психологии. Даже в самом естествознании, например, в ...
Добавлено: 4 апреля 2013 г.
Тульчинский Г. Л., The Russian Journal of Communication 2021 Vol. 13 No. 2 P. 203-221
Добавлено: 18 октября 2021 г.
Плешков А. А., Культиватор 2012
В третьем номере «Культиватора» была поднята важная и интересная тема конца печатной книги в связи со стремительным ростом популярности книги электронной. Как справедливо замечает в посвященной этому вопросу статье Владимир Нишуков «традиционным книголюбам приходится искать последний рубеж обороны, абсолютный фундамент, на котором можно утвердить необходимость бумажной книги». Неожиданно (по крайней мере, для меня) автор находит ...
Добавлено: 24 октября 2012 г.
Припорова Е. А., В кн. : Журнал международного института чтения им. А.А. Леонтьева №11. Чтение и познание. Материалы 16-й научно-практической конференции по психологии, философии и педагогике чтения 1–3 февраля 2012 года, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; 4–5 апреля 2012 года, Психологический институт РАО, Москва. Вып. 11: Чтение и познание.: М. : НИЦ ИНЛОККС, 2012. С. 46-48.
В статье анализируется соотношение процессов понимания и интерпретации и описываются основные подходы к ним. Обосновываются причины рассмотрения и исследования процессов интерпретации не только на культурно-историческом уровне, но и на психологическом. ...
Добавлено: 9 октября 2012 г.
Порус В. Н., Вопросы философии 2016 № 7 С. 84-96
В статье предложен подход к проблеме понимания художественного текста, позволяющий перенести ее обсуждение на почву философии культуры. Предложена типология понимания художественного текста. Первый тип: “понимание” – выяснение или усвоение смысла того, что понимается. Выясненный смысл становится знанием: понять текст – значит знать его смысл. Второй тип: “понимание” есть интерпретация, наделение смыслом. Интерпретация есть акт творчества, ...
Добавлено: 17 сентября 2016 г.
Ежова Е. А., Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики 2017 № 4 С. 38-51
Статья посвящена проблеме понимания в эру постправды, когда личные убеждения и эмоции подменяют объективные факты и искажают константную реальность. Исследование языковых и культурных универсалий представляется актуальным, потому что оно может помочь выявить смысловые универсалии и, следовательно, выйти на общий понятийный базис. Это позволит избежать грубого искажения константной реальности в коммуникации. Цель статьи — исследовать фразеологизмы, которые являются ...
Добавлено: 1 декабря 2017 г.
Машкова Л. А., Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования 2014 № 1
В данной статье все этапы «жизни» литературно-художественного произведения, от зарождения до восприятия, рассматриваются с точки зрения герменевтического подхода к пониманию, при этом понимание отделяется от толкования. Значительное внимание уделяется диалектике соотношения объективного и субъективного в литературе, анализу диалогического характера понимания, а также влиянию языка на авторскую мысль. Отвергается как широко распространенный пессимизм в отношении самой ...
Добавлено: 17 февраля 2014 г.
Петренко В. Ф., Методология и история психологии 2013 Т. 5 № 3 С. 5-12
Автор исходит из представления о том, что знания не являются калькой (отражением) реальности, а конструируются субъектом на основе опыта взаимодействия с миром и зависят от мотивации субъекта познания, языка описания, операциональных средств и т.п., что определяется культурой общества и личностными особенностями субъекта познания, его картиной мира. ...
Добавлено: 17 октября 2013 г.
Успенский Б. А., В кн. : Ego loquens. Язык и коммуникационное пространство. : М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2012. Гл. 3. С. 180-266.
О переносном смысле и проблеме построения бессмысленного текста из несуществующих слов - эксперимент с пониманием. Говоря о трудностях создания бессмысленного текста, автор приводит примеры неоправданного, казалось бы, объединения фраз (или синтагм) в тексте. Было показано, что объединение такого рода не обязательно порождает бессмысленный текст, но текст, слова в котором перестают иметь обычное словарное значение. ...
Добавлено: 18 февраля 2013 г.